На штабе по комплексному развитию региона 28 июня губернатор Алексей Русских заявил, что из-за беспрецедентного давления Запада многие предприятия автопрома закрываются. Ситуацию должно спасти замещение критического импорта — ульяновских производителей комплектующих переориентировали на АвтоВАЗ в Тольятти, где в год планируют выпускать по 500 тысяч машин. В ближайшее время глава области наметил встречу с новыми владельцами УАЗа, чтобы не допустить массового увольнения персонала и снижения зарплат. Кроме того, Русских на совещании подверг жесткой критике содержание общественных пространств Ульяновска и Димитровграда. Там не хватает рабочих рук, и мэры дают газонокосилки в руки студентам и слесарям муниципальных предприятий.

Автопром сворачивается

На прошлой неделе на площадках Чебоксарского экономического форума ульяновское правительство закрепило ранее достигнутые договоренности о сотрудничестве с соседними регионами. Губернатор Алексей русских сообщил, что удалось договориться с чувашскими производствами о налаживании поставок необходимых комплектующих и оборудования. Особенно для Ульяновска остается актуальной бесперебойная работа автомобильной промышленности — одной из наиболее пострадавших от санкций отрасли. В регионе порядка 400 производств, занятых в этой сфере, на них трудятся порядка 22 тысяч человек, в том числе 6 тысяч работников задействовано в создании материалов и комплектующих для АвтоВАЗа в Тольятти.

Из-за проблем с поставками сырья и комплектующих и ухода с рынка основных заказчиков многие предприятия автопрома приостановили производство, их основная часть находится в Димитровграде. Правительство прилагает усилия для сохранения рабочих мест, заверил губернатор. «Для полного разрешения ситуации необходимо в максимально короткие сроки замещать критический импорт. Тема кричащая», — добавил глава региона.

На прошлой неделе в Тольятти состоялась конференция поставщиков АвтоВАЗа и Союза машиностроителей РФ, в которой принимала участие и ульяновская делегация во главе с премьер-министром Владимиром Разумковым. По его словам, на 2023 год заявлен выпуск 500 тысяч автомобилей, в том числе моделей в упрощенной сборке «Лада Гранта», «Нива» и «Нива Турист», а в дальнейшем модели «Ларгус». Также до конца года АвтоВАЗ должен локализовать производство автомобиля «Веста» на площадке Ижевского автозавода и определить, на какой платформе будет собираться новая машина.

На «Гранту» местные предприятия готовы поставлять светотехнику (фирма «Автосвет»), зеркала («Призма»), детали подвески и кузова, узлы замковой группы (ДААЗ). Для «Ларгуса» разработан комплект оснастки для производства стоек амортизатора («Шток-Авто»), производитель готов к серийным поставкам. Кроме того, ульяновские компании могут принять участие в модернизации модели «Нива».

Также Алексей Русских сообщил, что в ближайшее время проведёт совещание с новым руководством Ульяновского автозавода, чтобы подтвердить соцгарантии для трудового коллектива и обсудить дальнейшее развитие предприятия: «Решение завода о смене собственника не должно пугать. Пакет акций перешёл в руки оперативного менеджмента, последние годы осуществляющего руководство УАЗом. Мы продолжим взаимодействовать. Завод крайне важен не только для региона, но и для страны».

На покос травы бросили студентов и слесарей

«Как минимум недоумение вызывает состояние вверенных вам территорий, особенно общественных пространств. Ощущение такое, будто Ульяновск брошен», — начал губернатор непростой разговор с главой города Дмитрием Вавилиным.

На экран вывели слайды.

Мэр назвал причиной проблемы низкие зарплаты: люди не согласны работать за предлагаемые деньги, а городской бюджет не способен платить больше: «Есть 120 вакансий дворников, которые мы не можем закрыть. Приняли решение по увеличению фонда оплаты труда на 15%, тем не менее проблема остается».

Вавилин заявил, что пошел на «крайние меры»: стягивает порядка 100 работников предприятий — слесарей с тепловых и электротранспортных компаний, «Водоканала» — на покос травы. «Надеемся, что в течение недели усиленным десантом приведем территории, насколько это возможно, в надлежащее состояние», — сказал мэр.

«По Димитровграду ситуация не лучше», — резко сказал Русских. Глава города Андрей Большаков сообщил, что в муниципалитете также нехватка рук, в частности, нужны почти 20 дорожных рабочих для покоса травы и спила насаждений. Чиновники привлекают к работе студентов первых и вторых курсов, также обратились к управляющим компаниям, дома которых выходят на центральные магистрали, чтобы они не ограничивались придомовыми территориями.

Алексей Русских заявил, что Вавилин и Большаков обязаны до субботы привести все в порядок. Из-за того, что главы муниципальных администраций со своими обязанностями слабо справляются, над ними поставили куратора — вице-премьера Евгения Лазарева.

Дарья Косаринова