30 мая руководитель Управления спортивными сооружениями Ульяновской области Андрей Савосин отмечает шестидесятилетие. Андрей Владимирович признаётся, что не очень любит давать интервью, но на сей раз сделал исключение – вспомнил о карьере хоккеиста и несостоявшемся пути музыканта, рассказал об опасениях перед игрой с «Зенитом», поделился планами на отпуск.

«Тренироваться – это счастье!»

- Андрей Владимирович, хотелось бы начать с необычного вопроса – а как Вы относитесь к теннису? Ведь Вам 60, а «шесть-ноль» - это такой теннисный счёт – уверенная победа?

- Очень люблю. И занимался этим спортом на любительском уровне. Любимый игрок – Новак Джокович.

- Как при такой загруженности время находили?

- Я занимался в «Динамо» с шести утра. Моим партнёром чаще всего была… стенка! А потом несколько лет подряд ездили с друзьями в отпуск в Турцию, там у нас по утрам обязательно был теннис. Я командный игрок, и было интереснее играть в паре.

- А как начинался Ваш путь в спорте? Сразу выбрали для себя хоккей с мячом?

- Нет! Мама меня видела вообще в другой сфере и направила в музыкальную школу. Я четыре с половиной года занимался по классу баяна параллельно со спортом.

- Сейчас что-то сможете сыграть?

- Давно не держал в руках инструмент, но в своё время мог подобрать мелодию. И всё же спорт ближе. Сначала меня отдали на спортивную гимнастику. Первые два года я был одним из лучших за счёт силы. Наверное, это от природы: папа - мастер спорта СССР по гимнастике. А вот гибкости не было. Результаты стали снижаться. А какой это удар для ребёнка! Потом были дзюдо, футбол и, наконец, хоккей с мячом.

- Сколько лет Вам было, когда начали заниматься русским хоккеем?

- Десять. Мой первый тренер – Виктор Фёдорович Ланцов. Тренер от Бога! Многие на улице были хулиганами, а на тренировке - пай-мальчики. Первый лёд у нас был в конце октября-начале ноября на Чёрном озере. Раздевалки размещались на стадионе «Торпедо». И оттуда шли к озеру – а это полтора-два километра. На ногах – простые кеды и носки. Чтоб кто-то говорил, что можно ноги отморозить или заболеть – да про это и не думали. А когда заливали лёд на «Торпедо», мы помогали заливщику носить шланг. Никто не говорил, что это не наше дело. Он же для нас лёд готовил.

- На озере не было опасно?

- Виктор Фёдорович сам сначала лёд проверял. И всё же случаи бывали разные. Там же камыши у берега. Иногда бывало бежит игрок, и вдруг нет его – он по пояс в воду ушёл. И тогда тренер говорил – «Быстро в раздевалку греться!»

- В 19 лет – на заре Вашей спортивной карьеры - была тяжёлая травма на турнире в Подмосковье. Как это произошло и можно ли было этого избежать?

- Я вообще мог не сыграть в этом матче. Мы были не с основной, а с юниорской командой. Был последний матч турнира – с московским «Динамо». В эти же дни в столице играла и главная команда. И Анатолий Рушкин – тренер взрослой «Волги» - попросил меня отпустить в основу. Но тренеры не договорились. И вот мы ведём где-то 5:1, самое начало второго тайма, и парень у них падает, и коньками режет мне ахиллово сухожилие.

Я сначала ничего не понял, почувствовал боль, попросил замену. Доехал до скамейки запасных, а там кровь. Меня отправили на «скорой» в больницу. Время было около пяти вечера, 30 декабря. Врачи уже отмечают Новый год. Мне перетянули сухожилие, задели нервное окончание. У меня до сих пор икроножная мышца не восстановилась.

Учился у Чемпионов Мира

- Тем не менее, Вы после этого играли. И достаточно долго

- Было желание играть. Я как мог развивал ногу. Это сейчас есть тренажёрные залы, фитнес-клубы. А в то время никто не подсказал, что надо было, например, плавать побольше. Через два года после травмы проходил армейскую службу в команде СКА из Свердловска. Там вставал к стене, упирался руками и нагружал эту ногу. Теперь понимаю, что упражнение неправильное.

- В то время многие игроки «Волги» прошли через уральский армейский клуб, и команда была весьма сильная.

- Я рад, что отыграл с 1984 по 1986 год. Благодарен и тренеру Валентину Хардину – он четырёхкратный Чемпион мира как игрок, и главному менеджеру как бы сейчас сказали Александру Шварцману – известный в хоккейном мире человек. Я играл с Валерием Эйхвальдом, Александром Сивковым – они тоже чемпионы мира. Отличный опыт! Не так давно был в Екатеринбурге и был приятно удивлён как преобразился город.

- А как дебютировали на взрослом уровне?

- В 1980-м, когда мне было семнадцать, меня Анатолий Григорьевич взял на выезд в Киров. Там за несколько минут до конца игры спрашивает – «Забьёшь?». Я ответил, что если будет момент – забью.

- Забили?

- Нет. Момента не было. Летом же поехал на сборы в Первоуральск. Я увидел как тренируется Чемпион Мира Мухаметзянов, Раип Фасхутдинов, Геннадий Кушнир! Люди преображались, когда готовились к матчам. Я играл и тренировался с людьми, у которых было чему учиться. Как самый молодой игрок, носил клюшки тех же Афанасенко и Наумова. И это не было какой-то дедовщиной.

«Всегда был решительным»

- Тем не менее, отыграв в Ульяновске девять сезонов, Вы резко «завязали» со спортом и ушли в коммерцию. Всегда были таким решительным человеком, который, что называется, обрубает все концы?

- Да, всегда был решительным. И сейчас я считаю, что поступил правильно. Нужно было решать вопрос по жилью. Купить его на зарплату хоккеиста было невозможно. А получить было почти нереально - на департамент спорта выделяли одну квартиру в год. А мы жили в малосемейке площадью 12 квадратных метров, дочь подрастала.

Когда окончательно стало ясно, что с жильём ничего не выйдет, я прямо на сборах в Кирове подошёл к нашему тренеру – тогда это был Владимир Николаевич Терехов – и сказал, что ухожу. Собрал вещи и поехал в Ульяновск. Это было начало 90-х. А через два дня я уже уехал в Польшу «челноком». Не такая уж это и романтика как думает нынешняя молодёжь. Но за два года удалось заработать капитал. Появился торговый киоск, потом их стало семь. Потом магазин, кафе. В общем, квартиру я купил.

- И всё же признайтесь – иногда жалеете, что ушли из спорта раньше, чем могли бы?

- Недосказанность в спортивной карьере есть. Я закончил с хоккеем, когда не было и тридцати. Я был одержим спортом. Старался и на тренировку прийти пораньше, и после тренировки оставался. Да – я был средним игроком. Но за счёт труда и желания добивался результата.

Спорт – это семейное

- И всё же в спорт – пусть и в другом качестве – Вы вернулись.

- И я благодарен за это судьбе. Сначала всё тот же Анатолий Рушкин пригласил в клуб. В трудовой было написано то ли «инструктор», то ли «администратор», но фактически я был коммерческим директором – искал спонсоров. Потом меня Валерий Коробков позвал в футбольный клуб. Я работал в 2007 году, когда впервые вышли в первую лигу.

- Сами приняли решение вернуться в спортивную отрасль?

- Меня уговаривал Евгений Ключников – наш главный тхэквондист, убеждал и руководитель спортивной отрасли Владимир Лазарев, который прекрасно знал и уважал моего отца. Он услышал фамилию и сказал – «С Савосиным буду работать».

- Ваш отец же много лет преподавал в нашем педагогическом вузе…

- 39 лет, если быть точным. Сам он закончил знаменитый институт имени Лесгафта в Ленинграде. Многие спортсмены учились у отца. Он им всем помогал. Ходил говорил коллегам – «дайте ему шанс пересдать, он к соревнованиям готовился». Отец говорил: «Не надо ругаться, надо договариваться». Я тоже считаю, что надо уметь людей слышать и находить компромисс.

- Ваша супруга Галина тоже из мира спорта, работает тренером по художественной гимнастике. Как складываются отношения в спортивной семье с учётом сборов и разъездов?

- Когда я играл в «Волге», моя жена работала учителем физкультуры на Нижней Террасе. Когда мы переехали в центр, пошла работать в школу художественной гимнастики. Конечно, иногда хочется чаще её видеть дома. Но я всё прекрасно понимаю. Её любят воспитанницы, она увлечена. И недавно ей присвоили звание «Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации».

Коллектив не подведёт

- О дне сегодняшнем. Управлению Спортсооружениями в его нынешнем виде – 11 лет. В Вашем ведении – 11 спортивных объектов. Как со всем этим хозяйством справляться?

- Я уверен в своей команде. Вместе ставим высокие задачи и добиваемся результата. Стараемся развивать наши объекты, закупаем оборудование, тренажёры, делаем ремонт. В спорткомплексе «Торпедо» недавно появилась малая ванная бассейна. Для меня как для руководителя большая гордость, что у нас нет большой текучки кадров.

- В нынешнем году в Москве на Всероссийском форуме «B2B» Управление спортсооружениями Ульяновской области признали одним из лучших…

- Совершенно верно. Это ежегодный крупный форум. Там много номинаций. В этом году появилась новая - «Лучшая дирекция». Там столько критериев – нужно было приложить наши планы, штатное расписание. Участвовало 58 регионов, и нас признали лучшими. Значит, мы двигаемся в нужном направлении.

- На главном объекте Вашего ведомства – центральном стадионе – в последние годы проведён масштабный ремонт. Как всё проходило и насколько сложно далось?

- Когда я играл, были плафоны над полем. Чуть выше мяч поднял – сразу свисток. К Чемпионату Мира по хоккею с мячом 2016 года мы обновили освещение. Мы хотели сделать мощность полторы тысячи люкс, а получилось две тысячи.

- Изменились и раздевалки

- В 2016-2017-м наш стадион рассматривался как одна из возможных баз для размещения команды-участницы Чемпионата Мира по футболу. Базой, к сожалению, стать не удалось, но в программу нас включили и дали федеральные средства на реконструкцию газона. Ещё удалось убедить руководство региона и полностью изменить павильон и раздевалки. Даже «Зенит» приезжал – они ничего плохого не сказали. А ведь они играют на «Газпром-Арене» - одном из лучших стадионов вообще в мире.

Такое не забывается

- Поле впервые подготовили к концу февраля. Задача была непростая.

- Когда получили по жеребьёвке «Зенит», было немножко страшно. Да – подготовка к матчу с любым соперником была бы серьёзная. Но «Зенит» - это лидер.

- Паниковать точно было нельзя…

- Два-три дня прошло, и всё стало спокойно. Это хоккейный чемпионат мира 2016 года дался тяжело. Я две недели провёл в больнице с сердцем.

В этом году 11 января было первое совещание по матчу с «Зенитом» с Романом Когтевым, который курировал спорт в областном правительстве. Да - стадион был в снегу. А я убедил, что всё будет хорошо. Ведь мы до этого общались с коллективом и обсудили план действий. Нужно отдать должное и Роману Когтеву, и Вадиму Андрееву, который работал в городской администрации, и Александру Леонтьеву, который предоставлял технику от «Дорремстроя». От спортшкол приходили люди помогать чистить трибуны. Подготовка к матчу стала общим делом.

- Вы упомянули освещение, газон, раздевалки. Что ещё должно поменяться на стадионе?

- Нужно делать козырёк хотя бы над одной трибуной. Сверху поставить тепловые пушки. В конце концов, нужно сносить старые туалеты и гаражи.

- А новый стадион городу нужен?

- Обязательно нужен. Да – наш «Труд» - в самом центре, к этому привыкли. Но припарковать машину совершенно негде. Поэтому новый стадион нужен в новом районе. Многофункциональный тысяч на 15 зрителей. С козырьками над трибунами по всему периметру.

Сила – в близких

- Как обычно Вас поздравляют и кто первым это делает?

- Я жаворонок. Встаю часов в пять. Те друзья, кто тоже встаёт рано, они и поздравляют первыми. Стал считать – в прошлом году было 360 поздравлений.

- Самый необычный подарок?

- Каждый подарок дорог по-своему. На 50 лет, например, друзья подарили шлем, мяч и клюшку золотого цвета.

- А 60 – это много или мало? Андрей Савосин – современный человек?

- Утро начинается с просмотра соцсетей. Читаю новости, сообщения. Я на 60 лет себя не чувствую. Зарядка, потом полтора часа гуляю быстрым темпом. 15 тысяч шагов в день – это для меня норма. Сжечь тысячу-полторы калорий – тоже норма.

- Вы человек занятой, иной раз по телефону просите быстро изложить суть дела, всё время в движении. А свободное время есть?

- Конечно, есть! Самое большое наслаждение – побыть с друзьями и близкими. Они дают энергетику, заряжают. Для меня очень важны были и родители. В феврале мамы не стало. Было очень тяжело – тут и подготовка к матчу с «Зенитом», и горе в семье. Я мало кому об этом говорил.

- Вы оптимист?

- Я позитивный человек. Гуляю и наслаждаюсь какая у нас обалденная Волга, как преобразился Венец, парк Дружбы Народов. Надо любить свою жизнь, свой город, близких.

- Ваш день рождения – на самой границе весны и лета. Как и где проведёте отпуск?

- Так получается, что у супруги отпуск всегда в июле. Так что и я беру на это время. В нынешнем году проведём его точно в России. У нас очень много красивых мест, где хочется побывать.

Досье:

Родился 30 мая 1963 года в Ульяновске. Хоккеем с мячом начал заниматься в 1974 году. В «Волге» провел 9 сезонов (с 1980 по 1984 и с 1986 по 1991), забил 33 мяча. В 1984-86 гг. играл в команде СКА (Свердловск). Имеет два высших образования. Работал коммерческим директором хоккейного и футбольного клубов “Волга”. С 2011 года директор ОГАУ «Управление спортивными сооружениями».

Игорь Кранцев