Сегодня юбилей у известного ульяновского врача-педиатра, доктора медицинских наук, члена-корреспондента РАМН, экс-депутата гордумы Ульяновска Андрея Малых – 60 лет. "Третье поколение врачей – это уже генетика", - уверен Малых. Именно поэтому он пошел учиться в медицинский вуз, но его отец считал, что хирург из него выйдет средний. Наверное, это было самое правильное наставление сыну, ведь Андрей Малых не довольствовался позицией среднего хирурга, а стал лучшим детским врачом Ульяновска.

- Андрей Львович, как будете отмечать юбилей?

- День рождения я отмечаю на работе. Целый день работал. Сейчас отпустил пациентов и студентов, сидим пьем чай. Скоро пойду домой спать. Встал я, честно говоря, сегодня поздновато - в половине пятого утра, и сразу же пошел в бассейн. Проплыл, правда, не полтора километра, а только километр. Всем рекомендую! Хожу в бассейн 2-3 раза в неделю.

- Почему решили стать врачом?

- Начнем с того, что у меня отец - известный хирург.

- Почему именно детским врачом, а не хирургом, как отец?

- На третьем курсе у меня была практика и я проходил ее у собственного отца. Он сказал мне: «Андрюш, хирург из тебя получится средний, а ты никогда средним удовлетвориться не сможешь». И потом, если честно, несмотря на возраст, у меня очень детское сердце. Я очень люблю детей – это наше будущее. Я открою секрет: когда общаешься с детьми, сам становишься моложе, и биологические часы идут гораздо медленнее. На границе Швейцарии и Италии есть одно место - там до Милана 100 км, а до Цюриха - 32 км. Как-то раз мы с Дмитрием (Дмитрий Малых - сын Андрея Малых, врач-педиатр - прим. ред.) ожидали там поезд. Три часа прошли как целые сутки. Не зря швейцарцы и итальянцы живут дольше - там более медленно идут биологические часы. В этом я убежден. И общаясь с нашими пациентами, я становлюсь моложе. И когда им становится лучше, они ничего не говорят. За них говорят их глаза. Наверное, поэтому и Дмитрий пошел по моим стопам.

- Я как раз хотела спросить. Дмитрий стал врачом, потому что хотел отдать должное семейной традиции или по собственному желанию?

- Я его к этому подталкивал. Все-таки третье поколение — это уже гены. Дмитрий Андреевич в одном интервью как-то раз рассказывал, почему стал врачом. Вот он как раз подошел, сейчас у него и спросим! (за кадром: "Дима, расскажи, почему ты стал врачом?" - прим. ред.) Вот он ответил: пошел по моим стопам!

- Вам часто звонят по ночам с просьбой о помощи?

- Ночью не звонят, а днем - да. Сегодня звонков семь или восемь было. Я никому не отказываю. Почему? К сожалению, мои биологические часы перешли во вторую половину жизни, и я всего себя отдаю работе. Мне это доставляет удовольствие – помогать людям.

- Даже в праздничный день не можем не вспомнить о ситуации, когда вас обвиняли во взяточничестве. Кому это было нужно?

- Я не хочу называть фамилии. Я очень благодарен, что в конечном итоге суд разобрался. По статье меня оправдали, а потом мне на почту пришло извинение от прокуратуры. Мне было приятно. Я так понимаю, что когда идет борьба за кресло главного врача, тем более крупного учреждения, то все средства хороши. Просто я очень сожалею о тех людях, которые повели себя некрасиво. Я знаю, что все мои сотрудники ни одного плохого показания против меня не дадут. Своим врагам я желаю только здоровья и вспоминаю замечательное высказывание Конфуция: "Не надо ничего делать, надо сесть на берегу реки и смотреть, как проплывает труп твоего врага". Если честно, один уже проплыл. Вот жду еще два. Они тоже скоро проплывут, и мы все об этом узнаем.

- Расскажите о самом запоминающемся случае из вашей практики.

- Я тогда работал в Новом городе. Подбегает ко мне женщина, прямо на улице. Я в свое время лечил у нее старшего сына. Обратилась ко мне, как в последнюю инстанцию. Ее дочке было 17 лет, она стала встречаться с парнем. «Я не совсем одобряю, но она остается у него ночевать», - сказала она. Оказалось, что у девочки было ночное недержание мочи. В течение трех месяцев мы ее полностью вылечили. Спустя несколько лет эта девочка, ужу будучи взрослой женщиной, подбежала ко мне на улице и расцеловала. Сказала, что я ее самый-самый любимый доктор! С ней были ее муж и ребенок. Сказала, что я спас ее семью, и что моя фотография всегда на виду у них дома.

- Почему решили пойти в политику?

- Я работал руководителем лечебного учреждения. Тогда было три основных уровня медицинской помощи: федеральный, региональный и муниципальный. Я сменил тогда очень известного врача тогда - Валерия Егорова. Больница, которой я отдал 10 лет, носит его имя сейчас. Мы испытывали ужасное, хроническое недофинансирование. Люди мне часто говорили, что у меня государственный склад ума, мол, умеешь писать приказы – научишься писать и законы. Так, в целом, и получилось. Это очень и очень помогло. Сейчас все обсуждают ситуацию с поликлиникой УАЗа. Когда я был руководителем, мало того, что никакая арендная плата не платилась, так еще каждый год мы получали дотации в виде добровольного медицинского страхования в 15 млн рублей. Сейчас как будто 50 млн – это был очень серьезный доход. Это не зависит от времени – это зависит от людей. Могут они работать или не могут. Было время, когда мне звонил мэр Александр Пинков и говорил: «Андрей Львович, ожидается эпидемия гриппа. С тебя письмо». Я пишу письмо и мне выделяют 500 тысяч рублей на прививки. Автозаводом всегда руководили замечательные люди, с которыми мы находили общий язык.

- Что для вас этот опыт?

- Это огромный опыт в жизни. Опыт политической работы, который позволял решать многие больничные вопросы. На мой взгляд, сейчас многое изменилось, и когда я вижу состав депутатского корпуса, у меня вызывает это сожаление. В моем составе думы было очень много ярких людей, каждый был личностью. Была очень сильная дума, которая всегда имела свое мнение.

- А вы сами часто обращаетесь к врачам?

- Это не про меня. Я веду здоровый образ жизни. К сожалению, я много курил. Целых полтора дня! Это много, правда?

- Некоторые курят дольше.

- Даже два дня некоторые курят. Я не пью чай с сахаром с 20 декабря 1976 года. С этого же дня я делаю каждый день зарядку. Где бы я ни был – в самолете, за границей, в Амстердаме или Брюсселе, в Ульяновске или Старой Кулатке – мой день начинается с зарядки! Я не придерживаюсь диеты, но я реально сокращаю потребление углеводов, хожу от 10 до 20 тысяч шагов в день. Много читаю, разгадываю кроссворды. Переписываюсь с докторами из разных стран. В прошлом году я издал крупную научную монографию на 302 страницы. Опубликовал 220 печатных работ. Так что надо много работать – тогда и здоровья будет много.

- Какой самый важный урок вы извлекли из своей врачебной практики?

- Есть такая песня у Аллы Пугачевой: «Если долго мучиться - что-нибудь получится». Ставишь цель - надо к ней долго идти. К сожалению, часто забывают слова нашего великого земляка Владимира Ленина. У него есть два выказывания: «Учиться, учиться и учиться» и «Жить в обществе и быть свободным от него нельзя». Вот эти два великих его афоризма должны помнить наши земляки. Если ставите цели и будете трудиться, вы обязательно их достигните. В 2008 году я ездил в Израиль и был у Стены Плача. Там я загадал желание, а спустя некоторое время спросил у бога, почему же оно не исполняется. Бог, в свою очередь, спросил у меня, а что я сделал для этого? И вы не поверите, но спустя год все исполнилось. Тем, кто работает, бог всегда поможет!

Елена Скворцова