Сегодня 75 лет исполнилось легенде ульяновского хоккея с мячом, чемпиону мира, игроку символической сборной планеты Анатолию Рушкину. Юбилейный день рождения спортсмен отметит с размахом, в компании 60 друзей. В интервью 73online.ru Рушкин вспомнил, как караулил Горячева на трассе и рассказал, почему перестал ходить на матчи хоккейной «Волги», которую раньше тренировал. Кстати, главный подарок он уже получил — сын Андрей, тренер команды «Старт», посвятил победу в матче над волжанами отцу.

— Как будете отмечать день рождения?

— В кругу друзей! Честно говоря, всегда отмечаю в мужской компании. Будут только две женщины. Директор школы из Астродамовки (Светлана Аксенова прим.ред.), близкая подруга. И еще одна дама, бывший председатель «Урожая» Тамара Трифонова. В общей сложности, 60 человек. Отметим в кафе «Купола». Программу не планируем — для этого есть ведущий. Конечно, песни будем петь. У нас даже музыкальное сопровождение тематическое: песни про спорт.

— Кто в числе приглашенных?

— С десяток моих учеников. Должен быть олимпийский чемпион Виталий Константинов. Чемпионы мира, страны. Воспитанники детской спортивной школы. Будут и высокопоставленные люди, не стану называть фамилии. Обещали приехать из Казани и Москвы товарищи.

— Как попали в хоккей?

— У нас на районе, на Тутях, жил выдающийся спортсмен, первый мастер спорта по борьбе Игорь Хамзин. Мы на него молились! И подражали ему. Но в первую очередь попал на футбол. Брат играл за Моторный завод. Да сам я этот вид спорта любил. У нас была уличная команда и играли друг с другом — улица против улицы. Меня тогда называли Чапаем, потому что команду собирал. Как-то раз на соревнования пришел тренер Юрий Кондратьев. После матча забрал к себе. В хоккей позвал Николай Петрович Мишин, который увидел, как мы на речке катались. Подошел и спросил, мол, хочешь вместе с нами попасть в недозволенные места? Вот тебе сумка, пошли со мной. С тех пор начал играть в хоккей за Моторный завод.

— Быстро добились результатов?

— Когда в футбол играл, в сборные приглашали. В хоккее — в 16 лет уже увезли в Первоуральск играть за сборную Советского Союза. Потом Мишин уговорил вернуться в Ульяновск, начал играть за «Волгу». В первый же год стал лучшим бомбардиром. Признан лучшим игроком страны.

— Учиться успевали?

— Не успевал. Поступил в училище, но даже не окончил. В 18 лет позвали играть за «Динамо» в Москву. И как раз пришло время в армии служить. Хотели забрать в Хабаровск — не дался! [Василий] Трофимов тогда сказал — приезжай в «Динамо», все будет хорошо. А меня же ловят! Милиция с автоматами приехала на стадион, где занимался. Помню, тогда между трибунами спрятался, не нашли. Мальчишки-болельщики принесли вещи, сбежал. В Москве служил в дивизии имени Дзержинского, но освобождали играть за «Динамо» и сборную Советского Союза. Успевал и в футбол играть за горьковское «Динамо».

— А про хоккей с шайбой никогда не думали?

— Нет, но мне всегда нравился этот вид спорта.

— Наверное, время, когда играли в «Динамо» многое вам дало?

— Трофимов самый великий тренер, который был в хоккее с мячом. Грамотный, лучший. Всегда собирал спортсменов со всей страны. Только с Ульяновска три человека было в команде! Когда играли со сборной в Швеции — вообще четверо.

— Не жалеете, что уехали из Москвы?

— Никогда. Меня и за границу приглашали, но не могу нигде жить, кроме Ульяновска. Даже квартиру давали в столице. И моим родителям предлагали, лишь бы остался, но не смог. Где родился — там и пригодился. Сделал многое для нашей области: воспитал больше 50 мастеров спорта, 20 международников, 2 заслуженных тренера, три заслуженных мастера спорта. 75 человек!

— Вы завершили спортивную карьеру очень рано, в 30 лет, а через полтора года уже стали тренером «Волги». Сложно было перейти из статуса игрока в тренера?

— Когда играл сам, всегда присматривался к работе наставников. Записывал, что говорили. Ну и дарование должно быть. Самое страшное — освобождать тех, с кем играл. Делал это всегда по объективным причинам. Очень больно бывало, многие обижались. Некоторые до сих пор.

— Слышала историю, про то как вы ловили Юрия Горячева на трассе возле дачи, чтобы выбить «плюшки» для «Волги».

— Было такое. Горячев много помогал. Бывали случаи при Сергее Ивановиче Морозове, когда к нему не пускали. Я специально тогда покупал билет на самолет, чтобы в аэропорту его встретить. Ко всем ездил. И к Ермакову, и к Насырову. В пять утра караулил, а к девяти уже вопросы решены. Можно было и кофе выпить. Ну, а как по-другому? Без этого нельзя. Я занимался всем: и документами, и организационными вопросами. Сегодня тренер только тренировки ведет. И то, мало. Поэтому и результатов нет. Мы занимались в три раза больше.

— Чего не хватает ульяновской «Волге» сейчас?

— Тренеров хороших нет. Это проблема всероссийская, но в Ульяновске она особенно заметна. И руководители должны быть, которые знают спорт. С ребенком до 14 лет всякое пройдет, а после уже нужны профессионалы, известные спортсмены. Которые знают, как работать, играть умеют, советы давать, показывать. Либо тренироваться постоянно. Мы выигрывали за счет объема тренировок. И на Свияге катались, и на Волге. По 6 часов в день! В номерах с клюшками тренировались, я на точность мог в окно соседнего дома попасть. Отец ругался жутко тогда! Почему у Виннер лучшие гимнастки? Занимаются целыми днями! Сейчас же... Два часа откатают и гуляют. Режим должен быть: никакого вина, сигарет, наркотиков. Нас даже лишний раз к девчонкам не пускали.

— Сколько вы получали тогда?

— 200 рублей. Из них на 30 рублей килограмм красной икры, мясо и орехи. Продукты очень важны для формы.

— Это большая сумма была?

— Нормальная. Было и больше. 1280 рублей получил, когда выиграл чемпионат мира, но нам жилье давали, машины. «Волгу» мне тогда выписывали. Неплохо жили, но было у кого лучше, конечно.

— Знаю, что сейчас не ходите на матчи «Волги». Почему?

— Не интересно все это... Игры красивой нет. И когда обходятся с тобой так...

— Как?

— Перед пандемией у меня заканчивался контракт. Никто об этом не предупредил. Конечно, мог оспорить, но не стал. Морозов тогда предложил помочь, отказался. Просто попросил, чтобы мне зарплату выплатили, которую не давали два года. Хотя бы часть. С тех пор больше и не приглашали ни разу. Все молодые пришли, якобы знают больше. И что? Когда я был, молодежь 4 раза выигрывала. Сейчас таких результатов даже близко нет.

— Но на открытие монумента в «Волга-Спорт-Арену» пришли...

— Был. Это вообще моя мечта была. В свое время очень много помогал военным. Один из них стал богатым человеком. И исполнил ее. В знак благодарности. Много, конечно, потом говорили, что памятник себе установил, но это же не так. Губернатор Алесей Русских сказал, чтобы никого не слушал — монумент классный.

— А почему с вами так поступили? Обычно опытных спортсменов стараются поближе держать.

— Мозгов не хватает... Люди разные. Должны думать о том, что они тоже не вечные и к ним так же будут относится. Может, потому, что тренироваться их заставлял, дисциплину соблюдать...

— Ваш сын Андрей тоже стал тренером. От вас научился?

— Он со мной всегда ездил, даже на все тренировки. Хватал от меня все. Так получилось, что со спортом тоже раньше раннего закончил из-за травмы. Он молодец. Добился больших результатов. Вместе с командой, которую сам собрал, выиграл чемпионат мира, Кубок мира. Сейчас работает в «Старте». Недавно обыграли нашу «Волгу». В первый раз за шесть лет.

— Что думаете о той ситуации с отменой матча против чемпионов?

— В ней полностью виновато руководство клуба. И в какой-то степени министерство спорта, что не настояли. Там элементарно все разводится, просто надо было подумать. Зачем в Димитровград ездить? Опозорились на всю страну.

— Вам не кажется, что хоккей с мячом, как вид спорта уходит на второй план?

— В Ульяновске давно идет такая тенденция. Некоторые люди хотят уничтожить хоккей с мячом. Стадионы полями застелили, а раньше заливали. Сколько людей кататься ходило. Оттуда все и росли. Тренеры приходили и смотрели, кто как катается. А кого мы хотим вырастить? У нас и футболистов-то нет в Ульяновске. И народ ходить на матчи перестал. Уличные игры убрали, пиво не продают. Все запретили. Разве это нормально? Да и людям нравится красивая игра. Хоккеист — это артист. Но, хочу сказать, что хоккей в России никогда не умрет.

— А с футболом что не так, на ваш взгляд? Вроде и тренеров везут хороших...

— А кто сказал, что они хорошие? Зачем везти кого-то? Седышев какой тренер был? Отличный! Он все сделал, а его подвинули. При нем в команде 80% местных игроков было. Сейчас одни приезжие. Играть нужно уметь. В руководстве одни дилетанты сидят. Деньги огромные дают, по двести миллионов, а результата нет.

— Чем в свободное время занимаетесь?

— Люблю рыбачить. Летом беру катер. Ездим на рыбалку. Огородом занимаюсь: сажаем, убираем, собираем. На коттедже снежок убирать надо. Часто к друзьям в гости хожу, соревнования проводим.

— Какой самый запоминающийся подарок получили на день рождения?

— Один товарищ трактор для огорода подарил. Главный подарок мне сын сделал — обыграл «Волгу». Это — тебе, говорит. Пошутил, конечно.

Елена Скворцова