Сегодня в Ленинском районном суде весь день дает показания бывший замгубернатора Анатолий Озернов — и этот процесс растянется до конца недели. Экс-чиновник уже успел рассказать, почему покинул «белый дом», как с его уголовным делом связан бывший глава региона Сергей Морозов и сколько стоили торжественные приемы в здании правительства.

Бывший замгубернатора прибыл на заседание в сером. Кашлял. Адвокат Александр Паулов спросил, как Озернов себя чувствует, но тот только отмахнулся — не до этого. Сегодня он планировал выступить в суде с речью.

— Времени потребуется достаточно много, — предупредил суд Озернов. — Но учитывая, что полтора года я молчал…

— Давайте ближе к делу. Во времени вы не ограничены, — поторопил судья Иван Ефремов.

Политическое дело

Анатолий Озернов долго перечислял этапы своей карьеры и полномочия на посту первого замгубернатора области. Делился тяготами чиновничьей жизни: работа 24/7, большие нагрузки и постоянные командировки. Все эти годы он провел «плечом к плечу» с губернатором Сергеем Морозовым, и когда тот покинул должность, Озернов не захотел оставаться в «белом доме».

— Весной 2021 года началось перекраивание политической системы. У новой власти появляются свои коммерческие интересы, приходят новые люди, начинаются гонения, критика всего, что было раньше. Чем выше должность человек занимал, тем большему риску он подвергался, — заявил Озернов.

По его словам, преступлений он не совершал.

— Мое нынешнее положение и предъявляемые обвинения носят политический характер против меня лично как человека, занимавшего высокую должность руководителя администрации губернатора, и, безусловно против теперь уже бывшего губернатора Ульяновской области Сергея Морозова, с которым я имел честь работать 17 лет бок о бок, — заявил подсудимый.

«Чемодан без ручки» Анатолия Озернова

Анатолий Озернов рассказал, что курировал работу Управделами Ульяновской области, чему был не особо рад (оба преступных эпизода, вменяемых Озернову, связаны с работой именно этого ведомства — прим.). Называл структуру «чемоданом без ручки»: нести неудобно, а выбросить жалко. Управделами постоянно не хватало денег: при необходимости на год в 500 млн однажды было выделено только 300 млн. Недоставало и управленческих компетенций — постоянно менялись руководители.

Для Озернова это была большая нагрузка. Через него и так ежедневно проходили все документы для губернатора, плюс к этому приходилось заниматься и своими. Некоторые в силу нехватки времени он читал только по диагонали. Иногда секретари просто не могли поднять всю кипу бумаг на подпись, и Озернову приходилось помогать занести ее в кабинет.

Так как в течение года он по 150 дней находился в командировках, то часто работал дистанционно: не имея под рукой документов, верил сотрудникам на слово. «Наверно, дурак был», — вздохнул подсудимый.

По словам Озернова, все закупки, которые делало Управделами, проходили через комиссию по эффективности закупок. В ее решениях он не сомневался.

— У меня сложилось представление о продуктивной работе комиссии и полная уверенность в правильности совместных решений при расходовании бюджетных средств, — сказал Озернов.

«Без вопросов мог подписать»

Следующая часть показаний Анатолия Озернова касается эпизода растраты. В 2020 году Управделами задолжало около 300 тысяч рублей службе питания, которая обслуживала правительственную столовую. Бизнесмена Константина Вершинина, якобы дававшего Озернову взятки, попросили помочь с выплатой. Тот погасил долг со счета подконтрольного ИП Абрамяна по фиктивному договору — как будто служба питания кормила работников предпринимателя. Чтобы вернуть Вершинину деньги, чиновники позже заключили еще один фиктивный договор на ту же сумму — якобы Абрамян постриг кусты в Карлинской роще, хотя на самом деле ничего не делал.

Что касается долга Управделами перед службой питания, образовавшегося в мае 2020 года, то Озернов может только предположить, откуда он взялся.

Вероятно, в конце 2019-го были организованы традиционные предновогодние мероприятия с губернатором — фуршет в последний рабочий день с выдачей подарков руководителям. 19 января отмечался День создания Ульяновской области, под который также организовывали прием у главы региона. «Таким образом, Управделами могло начинать год с долгом», — предположил Озернов.

Замгубернатора даже дал расклад по ценам на проведение праздников: 300 рублей на человека на фуршет с шампанским для сотрудников, 2500 при визитах федеральных и международных делегаций, 1500-2000 при приеме губернатора 19 января.

— Это не Озернов в три глотки ел, пил и тащил домой, а сотрудники правительства, государственные и гражданские служащие, — заметил подсудимый.

Конкретных же обстоятельств появления этого долга и соответствующих документов он не помнит — опять же, слишком много бумаг через него проходило.

— Если мне об этой проблеме сообщили, не исключаю, что я дал поручение долг закрыть, по-другому быть не может. Каким образом это было сделано и почему, мы узнаем из материалов уголовного дела, — говорит Озернов.

Не смог вспомнить замгубернатора и договор на вырубку древесины в Карлинской роще, но заявил, что тот вряд ли мог вызвать у него подозрения. Основания для визирования этого документа у Озернова были: за поддержание порядка в резиденции губернатора отвечало Управделами, объект находился буквально в лесу и с ним действительно была масса сложностей, связанных с благоустройством.

— Мог без лишних вопросов подписать, — заключил Озернов.

Остальная часть допроса — в следующих материалах 73online.ru.

Андрей Семёнов