Предприятие здорового питания ООО "Альтернатива" является одним из первопроходцев в сфере социального питания. Сейчас организация обеспечивает горячим питанием порядка 100 школ в двух крупнейших городах региона - Ульяновске и Димитровграде. В условиях удорожания продуктов питания особенно остро стоит вопрос работы предприятий, кормящих школы и детские сады. При этом регоператору удалось повысить зарплаты сотрудникам на 12%. Генеральный директор Андрей Толмачев рассказал 73online.ru, каково преимущество региональных операторов питания перед школьной кухней, в чем проблема ценообразования в регионе и как в нынешних условиях повышать зарплаты.

- В Ульяновской области работу по организации социального питания во многих школах берут на себя региональные операторы. Вы работаете таким образом с 2015 года, как считаете, насколько такая система себя оправдывает?

- Конечно, для самих образовательных учреждений такая система облегчает жизнь, ведь все-таки задача школ - обучать детей, а такую сложную и не менее ответственную задачу как обеспечивать качественным и здоровым питанием учеников стоит возложить на специализированную организацию, которая в своем штате имеет необходимый набор сотрудников. Это вопрос эффективности - при самостоятельной организации питания каждой школе необходимо иметь технолога, диетолога, ветеринара, калькулятора, закупщика, кладовщика и других. Сейчас школы контролируют только работу непосредственно самого оператора питания, что также снижает нагрузку и уровень ответственности директоров школ. Еще это ложится дополнительными бюджетными расходами, ведь нужно отплачивать труд всех этих сотрудников. А в схеме, когда питанием занимается оператор, тем более крупный, как у нас, весь процесс становится более эффективным и менее затратным. Мы обеспечиваем питанием школы Ульяновска и все школы Димитровграда - это порядка 100 учреждений, причем благодаря нашей автоматизированной системе всеми заявками занимаются буквально два человека. Это экономия ресурсов.

- Появляются ли новые требования в сфере социального питания? Они значительные для организации работы предприятия? Для здоровья детей?

- Система организации соцпитания в России, да и в Ульяновской области постоянно развивается - это факт. Наш регион в принципе в лидерах в этом отношении, нам есть чем гордиться. Вообще с января начал действовать новый СанПиН 2.3/2.4.3590-20. Он как регуляторная гильотина отменил порядка 15 других санитарных правил и фактически все требования общественного питания детей и взрослых объединил в один документ. При этом серьезных изменений в составе детского питания не появилось - снизили долю сахара и соли в меню, убрали из списка колбасные изделия и добавили некоторые субпродукты. Хорошо, что с точки зрения регламента сейчас все четко и понятно, а это безусловно плюс и для нас, и для здоровья детей. А само меню очень четко проработано, чтобы все дети во всех школах питались одинаково здоровой и правильной пищей.

- Вы являетесь единственным оператором питания в регионе, у которого есть собственное производство по выпуску мясной продукции. Того требует законодательство?

- Да, мы реализуем крупный инвестиционный проект по переработке мясной продукции от местных фермеров. Мы производим специализированную продукцию для детского питания. Дело в том, что Федеральным законом №29 с 2020 года регулируется то, что продукция для детского питания должна производиться по особым требованиям. Но тем не менее, мало кто сейчас делает это в принципе по стране.

- А что насчет технической модернизации? Сколько вы как оператор питания ежегодно инвестируете?

- С 2020 года, когда было введено питание по президентской программе (бесплатное школьное горячее питание для учеников 1-4 классов), нагрузка на пищеблоки возросла и потребовалось ускорить темпы их модернизации. Ежегодно наша организация вкладывает свыше 10 млн рублей на замену оборудования на более современное, на ремонт самих пищеблоков. Для качественной работы необходимо постоянно вкладывать деньги в обновление материально-технической базы, иначе никак. К этому учебному году каждому учреждению точечно требовалось дополнительное холодильное и тепловое оборудование, например, плиты и многое другое. В следующем году мы планируем порядка десяти объектов модернизировать полностью вместе с капитальным ремонтом. С 2015 года, если считать учреждения Димитровграда и Ульяновска, мы вложили уже порядка 120 млн рублей.

- Как вы считаете, в чем основная проблема сферы социального питания?

- Что тут скрывать, есть определенная напряженность с ценообразованием. В этом году, например, принято решение о переводе большинства льготных рационов на обед по федеральному стандарту, министрество образования рассчитало его стоимость в 95 рублей. Она сама по себе справедливая, держится в пределах 6% инфляции. Но вот в Ульяновске на питание школьников обедом заложили только 90 рублей, а это означает, что льготников города придётся оставлять на меню прошлого года. Получается, что, например, школьники лицея №20, который теперь областной, будут получать больший рацион, чем школьники соседней школы №17. У учреждений будет разное меню. Когда речь идёт о питании за родительские средства, мы стараемся предложить гибкие варианты питания, обеды в режиме шведского стола, чтобы это было по средствам всем, но вот с обедом стандартным хотелось бы единообразия. Тем более, что в области действует стандартное меню, которое сейчас также корректируют в соотвествии с новыми рекомендациями Роспотребнадзора.

- А удорожание продуктов питания на сфере соцпитания сказалось?

- Безусловно. Рост цен на продукты значительно превышает размер инфляции. Мы делали выборку по данным Росстата и в сравнении августа 2020 года и 2021, рост цен на продукты, которые входят в рацион школьника, составил свыше 18%. Естественно, если два, три или четыре года не менять стоимость питания, фактически любая организация, закупающая продукты, вынуждена будет сокращать расходы и прибегать к использованию менее качественной продукции. Как обеспечить безопасность питания, когда денег на это нет? Поэтому важно, чтобы региональные и муниципальные чиновники понимали важность этого вопроса и вовремя закладывали в сумму индексацию.

- Цены на какие продукты выросли наиболее значительно?

- Так называемый "борщевой набор", то есть весь перечень овощной продукции: картофель, морковь, свекла, капуста. Белокочанная капуста выросла в цене с августа прошлого года на 97%. Другие позиции на 30-40%. А овощи составляют очень существенную долю в рационе учащихся. В день на ребенка по нормам СанПиН порядка 300 грамм в день овощей приходится.

- При этом врио губернатора Алексей Русских дал указ в течение двух лет увеличить размер заработных плат в регионе в полтора раза. Вы считаете, это реально?

- Посыл для организаций это правильный, заработную плату нужно регулярно повышать. Ведь опять-таки отталкиваясь от удорожания потребительской корзины, уровень жизни населения без сопоставимого повышения зарплат будет существенно снижаться. Насчет двухлетнего срока, который был обозначен главой региона, мне сказать сложно. Более чем в полтора раза увеличить зарплаты сотрудникам за такой период очень непросто, учитывая, что на работу предприятия в стоимости питания закладывается лишь 20%, как я уже сказал.

- В некоторых регионах есть трудности с кадрами, из-за низких зарплат никто не хочет идти на предприятия соцпитания. Руководители кидают публичный клич в социальных сетях, работники организовывают флешмобы, чтобы привлечь внимание к проблеме. Как у вас с этим обстоят дела?

- Конечно, направление социального питания не самое денежное, мы относимся к этому с пониманием. Но мы регулярно поддерживаем политику повышения зарплат, чтобы труд сотрудников оценивался достойно. В этом году с сентября мы подняли зарплаты на 12% и по мере возможности в следующем году этот уровень поднимем еще. В целом, я не знаю, за какой период можно поднять зарплату в полтора раза, как указал врио губернатора. Но если не будет усиления ограничительных мер в связи с пандемией коронавируса и в дальнейшем не произойдет значительного роста цен на продукты, а региональные и муниципальные власти будут адекватно индексировать стоимость питания, то этой цели можно достигнуть, она вполне реальна. По крайней мере мы будем всячески стараться.