Сегодня 65-летний юбилей отмечает директор кукольного театра и руководитель государственного ансамбля песни и танца "Волга" Александр Колтун. В преддверии дня рождения 73online.ru побывал в гостях у именинника. Под шум отбойных молотков и дрелей Колтун рассказал о планах театра, о том как работал слесарем сборщиком токарных станков на заводе, о своем разводе и новой любви. И, конечно, он не мог не рассказать о своем самом большом счастье. 4 месяца назад у Колтуна родился 6 ребенок. Мальчика назвали Евгением.
- Ваша театральная биография начинается с Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова…
- Все началось значительно проще. Моя сознательная история началась в Самаре. Там я вырос, закончил школу и училище. Поступил работать в театр монтировщиком декораций в 1973 году. Через восемь лет я поступил в Ленинградский университет музыки и кино, где я учился театроведению. Экономика и организация театрального дела. Но моя театральная история началась именно в Самаре. 9 сентября 1973 года. Оттуда я уходил в армию. Туда же возвращался.
- Не жалеете, что выбрали Ульяновск?
- Я отношусь к категории людей "где сгодился, там и пригодился". Не могу сказать, что в Самаре я был невостребованным, что у меня не было возможностей для реализации. Я также занимался организацией культурно-массовых мероприятий. У меня была возможность работать в любом театре Самары, но мне было интересно начать именно новое дело. Тогда ТЮЗ был совсем новый театр.
- В детстве ходили в кукольный театр?
- Конечно. Я ходил и в театр кукол, и в Саратовский ТЮЗ. Я уже в детстве бредил желанием работать в театре. И когда такая возможность в Самаре представилась, я бросил все. У меня была хорошая работа. На станкозаводе я был слесарем-сборщиком токарных станков. У меня зарплата в те годы была сопоставима с зарплатой хорошего руководителя. 300 рублей! Это 70-е годы. А тогда средняя зарплата в Советском союзе была 120 рублей, а ушел я на 60 рублей в театр монтировщиком декораций.
- Никогда не хотели побывать за кулисами театра в качестве артиста?
- Нет. Не мое это. Хотя, доводилось, когда в Самаре работал. В куклах – это называется помощь, а в театре – выход на сцену. Когда надо было поменять декорации или что-то незаметно вынести или внести. Но мне было это неинтересно. Мне больше нравилась система взаимоотношений и выстраивания результатов. Театр интересен был тем, что там всегда можно добиться результатов. Вот есть у нас план в 9 спектаклей и мы всеми правдами и неправдами его выполняем. Каждый спектакль – это новая жизнь, новый ребенок.
- Есть ли разница в работе кукольного театра и обычного?
- Театр есть театр. В организационной структуре нет никакой разницы. Хотя тут, лукавлю, конечно. Если говорить о театре оперы и балета, то там 6 больших творческих коллективов: балет, оркестр, хор, солисты, вокалисты и др. Это только творческая часть. У нас в театре, конечно, всего этого меньше, но составляющие те же самые.
- Есть ли стереотип в театральном сообществе, что актеры кукольного театра неполноценные?
- Такой стереотип существовал. По крайней мере, по отношению к этому театру. Да вообще к театрам кукол. Когда я оказался здесь, я понял, что это совершенно не так. Артист театра кукол – это артист универсал. Он должен петь, он должен танцевать, он должен быть хорошим драматическим артистом и он должен ладить с куклой, что самое сложное. Сейчас нет таких спектаклей, когда артист за ширмой. Больше половины спектаклей идут в открытом плане, и зритель имеет счастье видеть актера и видеть спектакль, в котором помимо элемента театра драмы есть еще куклы.
- Что изменилось в театре с вашим приходом?
- Я не могу сказать, что он был в плачевном состоянии. Команда, которая работала здесь, была заточена Людмилой Михайловной Гавриловой, под ее стиль, под стиль творческого руководителя. Сейчас нам удалось стиль театра сделать разноплановым. Я убежден в том, что в театр должны приходить люди и видеть все его грани. В театре должны работать разные режиссеры. За 10 лет нам удалось это сделать. Театр стал интересным, он стал узнаваем. Его стали приглашать на знаковые международные фестивали, знаковые гастроли. Мы попали в поле зрение зрителя российского. И это достижение всего коллектива. Прежде театра существовал. У него были планы, спектакли, но театр не приглашали на фестивали. А этот как раз значит, что он не интересен кукольному сообществу. Большая часть команды, кстати, продолжает работать здесь.
- Как повлияла пандемия коронавируса на работу театра?
- Пандемия заставила нас жить по-новому. У нас были грандиозные планы на год! Мы были в процессе и в один момент все это оборвалось. Запретили приходить в театр, что было самое страшное наказание. Но, пандемия нам помогла найти своего зрителя вне театра. Ушли в сети, ушли на другой уровень общения со зрителем и даже в какой-то момент выиграли. У нас появилось больше зрителей в других регионах, в Европе и во всем мире. И это очень приятно. Мы получаем от них обратную связь. Жить стало интереснее.
- А как же артист без зрителей, без аплодисментов?
- Я понимаю, что когда у артиста нет прямого контакта со зрителями, немного сложнее. Но у них появился другой интерес. И они перестали волноваться за зрителя. Там много факторов разных, а когда они работают через камеру – не переживают за это.
- Насколько сильно пострадали в бюджетном плане?
- Я знаю, что наши коллеги из частных театров, конечно, пострадали серьезно. У нас с этим ситуация немного проще. Потому что мы государственный театр и у нас финансирование от государства. На хлеб с водой у нас деньги есть всегда. На содержание здания у нас деньги есть. У нас нет денег на разные штучки, которые мы как раз покупаем на деньги от дохода. Но сейчас это поправимо, потому что и штучек-то особо не надо никаких. Вот у нас сейчас идет ремонт за счет государственной программы, которую инициировала партия «Единая Россия» - «Театр детям».
- 4 месяца назад у вас родился сын. Как это снова стать отцом?
- Это классно. Правда. При чем, должен вам сказать, что последние двое пацанов (Артемий и Евгений), появились не случайно (пр.ред. у Колтуна 6 детей, 2 девочки и 4 мальчика). Это целенаправленная работа. Люди, которые имеют счастье быть родители – безумно счастливые! Кто-то, возможно, этого не осознает, но на самом деле это так.
- В честь кого-то назвали сына?
- Женька – это имя моей мамы. В память о ней.
- Как познакомились с супругой?
- С какой их них? (пр.ред. смеется). С Алсу познакомились в Ульяновске. Она пришла работать в театр юного зрителя. Устроилась экономистом. Продолжает там работать. Когда я уже ушел из ТЮЗа, мы поняли, что нам друг без труда не совсем удобно.
- А с бывшей супругой (Натальей) поддерживаете отношения?
- Да! Более того, Алсу тоже поддерживает отношения с моей бывшей супругой и со всеми детьми. И вообще мы с Натальей и Алсу считаем, что наша семья это не 4 человека, а в общем подсчете вместе с детьми и внуками порядка 25 человек!
- Как вам удалось сохранить теплые отношения?
- Врагами расстаются люди недалекие. Когда ты какое-то время прожил с человеком, происходит момент сращивания и разрубить эту пуповину нереально. Я может быть идеалист, но мне так кажется.
- А почему же тогда расстались?
- Как раз по этой же причине и разошлись. Как мне кажется, я не давал повода, но меня ревновали так, что дышать было нечем. И это заставило нас разойтись, но благодаря этому разводу мы поняли, что друг без друга нам жить очень тяжело. Поэтому продолжаем поддерживать отношения и очень хорошо это делаем.
- Возвращаясь к театру, есть ли у вас любимый спектакль?
- Да. «Фрекен Жюли». Дело в том, что это первый взрослый спектакль, который мы поставили в этом театре в 2012 году. Мы решили уйти от категории зрителей «от горшка до горшка». Театр должен быть для всех возрастов.
- Ходите на спектакли к своим коллегам?
- Хожу. Но очень редко. Дело в том, что у меня кроме театра кукол есть еще один коллектив (пр.ред. Колтун руководитель государственного ансабля песни и танца "Волга"), которым я серьезно занимаюсь. Времени не хватает. Но когда я выезжаю на фестивали я не пропускаю ни одного спектакля.
- Появилось ли какое-то понимание с переездом «Волги» в филармонию?
- Буквально на днях мы подписали акт о приеме и передаче здания. Теперь мы получаем юридическую возможность сделать заявку на восстановление этого здания. Процесс идет. Губернатор сказал, что в 2023 году мы должны въехать. Я пока в это верю. Если все пойдет по плану, то так и будет. Дорожная карта прописана.
- Есть ли кадровая проблема среди артистов-кукольников?
- Дело в том, что у нас профессиональных артистов-кукловодов работают три человека. Все остальные либо самодельные, либо выпускники актерского отделения УлГУ. Хорошего кукольника найти нереально тяжело. Это проблема не только нашего театра. Их в стране почти нигде не готовят. Только в трех университетах, группы максимум 10 человек. 30 человек в год. Это очень мало.
- Почему молодой артист должен променять славу и узнаваемость на работу в кукольном театре?
- Здесь, как и я, каждый сходит с ума по-своему. У нас есть такие ребята, что пришли, скажем так, перезимовать. И зависают здесь. Это совершенно другая профессия. Это не сравнить по эмоциям, что происходит в драме. В драматическом спектакле есть главные роли, неглавные, совсем неглавные и шум падающего тела, а в кукольном театре все главные. В спектакле принимают участие 6 человек, а персонажей 30. Сколько ролей нужно сыграть каждому.
- А какие зарплаты у кукольников?
- Не бедствуем. Никогда не интересовался зарплатами наших коллег, но в 2011 году Сергей Иванович, сделал так, что все оказались на одном уровне. Мы смогли ему объяснить, что различий между актером театра и актером кукольного театра нет. Это большой физический труд к тому же. Артист держит в руках куклу весом 8-10 кг, при этом она должна двигаться и говорить. А еще нужно играть несколько ролей. Я езжу по разным фестивалям и могу сказать, что артисты нашего театра получают больше своих коллег. От 30 до 77 тысяч рублей.
- У вас есть хобби?
- Есть. Кушать готовить люблю. Любимого блюда нет. Люблю, чтобы было вкусно.
- Чаще вы готовите или супруга?
- Я готовлю по выходным и по праздникам.
- Как отметите день рождения?
- Будем отмечать два дня. Дома. Приедут дети из Самары.
Елена Скворцова