21 сентября в ДК «Руслан» столичная антреприза представила ульяновским любителям театра и, особенно поклонникам легендарной русской актрисы Фаины Раневской, спектакль о нескольких днях на излёте её карьеры. Ульяновские театралы увидели на одной сцене известных актёров театра и кино Марину Куделинскую, Александра Корженкова и других. А в главной роли спектакля «Фаина. Птица, парящая в клетке» — знакомую по фильму «Утомлённые солнцем-2» и сериалу «Утёсов. Песня длиною в жизнь» Веру Воронкову. До поступления в театральный вуз, она подрабатывала уборщицей в театре Моссовета, где служила и Раневская. 73online.ru исполнительница её роли призналась, что не успела встретиться со своей героиней лично.

Демонический взгляд Райкина

Фаина Георгиевна последний спектакль сыграла за год до того, как я устроилась в театр. Но мне предлагали за ней ухаживать. Поскольку я там работала, то практически и жила в театре Моссовета. И в театральном профкоме сказали: «Девочка, ты всё равно в театре с утра до вечера. Может посидишь с Фаиной Георгиевной. Она уже старая и за ней нужно, но некому присматривать. Но я тогда испугалась, поскольку была наслышана о её характере и мифы об этом были ещё живы. Я бы могла, наверное, даже прославиться, если бы согласилась. Но не рискнула, — сказала Воронкова.

За два года до смерти Раневской будущая звезда сериалов «Улыбка пересмешника», «Маргоша» и «Ранетки» Марина Куделинская только стала студенткой Ярославского театрального института. Лично они так и не пересеклись. Зато в 1987 году судьба подарила ей встречу с другой советской легендой, великим Аркадием Райкиным.

Он лично экзаменовал меня перед тем, как принять в свой театр «Сатирикон», — вспоминает Куделинская. — Я показывала пародии, била чечётку. И Райкин сказал: «Мы эту девочку берём». Он иногда мог посмотреть таким пронзительным магическо-демоническим взглядом, который давал тебе понять, что ты не пустое место. Он как будто насквозь тебя видел.

Влад Листьев и японские социал-демократы

Ещё один судьбоносный «Взгляд» в жизни Куделинской — телевизионный. Сразу после окончания театрального института, когда Куделинская с мужем и коллегой Кириллом Дубровицким оказались в Москве, им предложили стать ведущими сюжетов для культовой телепрограммы.

Брат моего мужа был знаком с одним из ведущих взгляда Димой Захаровым, — продолжает Марина. — Он и познакомил нас с Александром Любимовым, Владом Листьевым. В первом совместном телесюжете они предложили нам сыграть пару, которая разводится. Дальше — больше. Во «Взгляде» я попробовала себя в роли Марины Цветаевой, побывала на Великой Китайской стене и прямо на ней читала какие-то четверостишия. Потом оказалась в команде политического обозревателя Первого канала Владимира Цветова и на три месяца выехала в Японию. Даже брала интервью у японских социал-демократов, ничего в этом не понимая. Просто читала написанные мне вопросы. Всё это был какой-то волшебный перевёртыш в моей жизни. Такие авантюры, которые тоже были частью программы «Взгляд». Мы подружились с Листьевом. Начитанный, мегаобразованный, очень остроумный.

Как наказывал Табаков и ругалась Зыкина

Единственная встреча с Раневской у ещё одного участника спектакля Александра Корженкова, известного по фильмам и сериалам «Тайны дворцовых переворотов», «Сочинение ко Дню Победы», «Не родись красивой», «Ранетки», «СашаТаня», случилась, когда он стал зрителем спектакля «Дальше — тишина», который называют «лебединой песней» великой и легендарной актрисы. А через три года он придёт как и Куделинская в «Сатирикон» к Аркадию Райкину, где прослужит 13 лет.

С Аркадием Исаковичем мы начали работать за год до его ухода из жизни, — рассказал Корженков. — Он уже был не в самом лучшем состоянии. Сидел за кулисами, слушал, весь в себе. А перед самым выходом на сцену — раз, и совершенно преображался, насколько это было возможно при его болезни.

Корженкову ещё не раз в жизни везло на театральные и киновстречи встречи в жизни и профессии. Работал с Петром Фоменко, Олегом Борисовым, Евгением Евстигнеевым, про которого сказал: «У него была потрясающая актёрская природа. Она выручала его, особенно в последние годы, когда он текст уже стал забывать». А учиться на актёра Корженков начинал у Олега Табакова, хотя через год покинул его курс. Объяснил это так:

Я был старостой, и что-то меня захлестнуло. Я неправильно и неуважительно высказался в адрес одного из педагогов. И Олег Павлович предложил мне покинуть курс за недостойное поведение. Но мне предложили перейти со второго сразу на четвертый курс к другому педагогу. Так что я выиграл год.

— Вы ставили не только драматические спектакли, но и концертные программы с участием Кобзона, Лещенко и других...

И разница между спектаклем и концертом только в звёздных амбициях шоу-бизнеса. Во втором случае в любой момент могут послать, не стесняясь, не выбирая слов и несмотря, что ты режиссёр. Драматические актёры совестливее, внимательнее, проникновеннее, душевнее и духовнее. Даже Людмила Зыкина, как ни странно, выражалась в адрес режиссёров так, что неприлично повторить.

Фото и видео: 73online.ru, kinopoisk.ru, из личного архива Куделинской и группы спектакля в ВК

Обсудить новость можно в нашем телеграм-канале 73online

Владислав Стасов