2022 год сильнее всего ударил по автомобильному бизнесу. Санкции, изменившаяся логистика заставили отечественных производителей менять стратегию и искать новых партнеров. Председатель совета директоров и один из акционеров ПАО «Соллерс» Адиль Ширинов в интервью 73online.ru рассказал о том, как Ульяновский автозавод пережил 2022 год, как быстро смог переориентироваться на новых поставщиков, а также об оптимизации производства, планах и реорганизации.

— 2022й — год потрясений для бизнеса: специальная военная операция, санкции изменили жизнь нашей страны. Как пережил это время УАЗ?

— Год был трудный, но нужно понимать одно. Коллектив, который есть на Ульяновском автомобильном заводе, это хороший сплав большого профессионального опыта, зрелости. Плюс мы подтягиваем молодежь, ее доля на предприятии увеличилась. Более 400 студентов практиковались на УАЗе в этом году. Благодаря тому, что есть такой сильный коллектив, мы достойно провели год. Получилось выполнить все показатели бизнес-плана, некоторые из них перевыполнены. Мы с уверенностью входим в 2023-й. Возможно, для кого-то это будет казаться героическими усилиями, но для УАЗа умение справляться с трудностями — это норма жизни. Мы получали положительные отклики от руководства города, лично от губернатора и от всех подразделений, которые так или иначе были связаны с предприятием. Вряд ли кто-то бы сказал, что уазовцы что-то не выполнили.

Мы также уверены, что все наши успехи еще впереди. Если сравнивать результаты 2021 года с 2022-м, то мы имеем хороший прогресс. Улучшили экономические показатели, это касается нас и как градообразующего предприятия с точки зрения вклада в бюджет региона. Мы третий год проводим индексацию зарплат. Она будет ежегодной. Если сравнить показатели отчетности по индустрии в целом с результатами УАЗа, точно могу сказать, что мы находимся в лидерах. Среди других игроков на рынке у нас самый маленький минус по объёмам производства.В нынешней ситуации я бы сказал, что это большой плюс.

— С чем пришлось столкнуться, как решали сложности с логистикой, поиску номенклатуры?

— Надо выразить благодарность всему коллективу, в частности всем, кто занимается инженерными и производственными вопросами. Очень профессионально сработали блоки закупок и логистики, а также коммерческая дирекция в целом. Нам пришлось заменять очень сложные элементы. Это был кропотливый труд. Скорость реакции решала все. Начиная с марта первое решение по замене запчастей мы нашли в течение восьми недель. В мае уже выпускали необходимую продукцию. А к большей части линейки автомобилей удалось вернуться где-то в сентябре.

Основной упор последние три месяца мы делали на восстановление модельного ряда, за исключением тех элементов, которые регулируются техрегламентом. Например, подушек безопасности. На сегодня это вопрос индустриальный. Конечно, есть вопросы, который требуется еще решить. Но, по крайней мере, стабильность мы показываем не один день. У нас не было простоев. Да, в какое-то время модельный ряд был «бедным». Тогда в основном шли на старом грузовом ряде, но при этом не останавливались ни на один день. За такое короткое время импортозамещения не происходит. Обычно на это требуется год — полтора.

— Зарубежные поставки в кризис. Раньше вы закупали запчасти в Китае, Южной, Корее, Европе, Франции. Как изменился вектор работы сегодня?

— Максимальный акцент должен быть сделан на российских поставщиках. Это правильно с точки зрения стратегии любого автопроизводителя в любой стране. Я об этом говорил неоднократно. Сегодня у нас нет ни одного европейского игрока. Что-то заменили на поставки из Китая и Турции. Но основной упор на отечественных поставщиков. На тех, кто имел определенный опыт и с кем работали ранее, но в силу разных обстоятельств перешли на европейский или азиатский рынки. С кем-то начинаем работать «с нуля». Это касается систем отопителей, которые необходимо разрабатывать и на чем будет сделан нами основной упор в январе-феврале. На сегодня наш ресорсинг безопасен. Есть вопросы логистики, но они тоже решаются.

— Как сейчас обстоят дела с госзаказами? Их доля увеличилась?

— Показатели остались на уровне стандартных ежегодных цифр. Госзаказ никогда не был основополагающим объемом. Конечно, он составлял существенную часть, но мы больше ориентировались на рынок. Если бы не приходилось ежедневно решать вопросы с импортозамещением, наверное, на внутренний рынок и на экспорт по коммерческой части мы могли бы произвести больше. На этом упор будем делать уже в новом году. Обязательства по госзаказам выполнены в полном объеме.

— Продолжается ли оптимизация производства, избавляетесь от непрофильных активов дальше?

— Этот процесс никогда не будет останавливаться. Инсорсинг или аутсорсинг — это вопрос, который является прерогативой номер один для любого индустриального подразделения. Мы сделали большую работу за три года. Я бы назвал это именно оптимизацией площадки УАЗа для повышения его эффективности, поскольку мы не избавляемся от непрофильных активов — мы отдаем их в руки профессионалов смежных производств, которые могут сделать что-то и для других компаний, на чем мы не можем концентрироваться. Мы обязаны делать акцент на своих ключевых компетенциях. Это окраска, сборка, прессовое производство. Отсюда и наши результаты по экономическим показателям. Если сравнивать 2020 и 2022 года, это колоссальная разница.

— С какими показателями предприятие заканчивает год на фоне рекордного падения автомобильного рынка?

— У нас продажи и производство по УАЗу превысит 35 тыс. автомобилей. Мы упадем не более чем на 15% к 2021 году. Это при падении рынка автомобилей в целом по стране более чем на 60%.

— Какие прогнозы по отрасли автопрома в целом по стране? Что изменится? Как в этих реалиях работать?

— В истории автомобильной индустрии РФ такого падения, наверное, не было ранее. В 2008 году при глобальном экономическом дефолте все равно было произведено в районе 1,4 млн автомобилей. Сегодня мы опустились до 700 тыс. Я думаю, что индустрия в следующем году все же покажет положительную динамику. Если смотреть на планы «Соллерса», то по коммерческому транспорту они колоссальные. С учетом нового проекта мы фактически будем восстанавливать те объемы, которые были до событий в этом году. Что касается УАЗа, то мы ожидаем в следующем году рост на 10-15% как минимум.

— Расскажите о целях, планах, показателях УАЗа на 2023 год? Ждать ли новых продуктов? Как изменится производственная программа?

— Избавляться ни от чего не будем, поскольку на всю линейку автомобилей есть спрос. Есть заказчики, у которых востребованы машины во всех сегментах. В следующем году на базе нашего индустриального парка в Ульяновске мы точно запустим новый продукт под брендом «Соллерс». Активно будем работать над тем, чтобы в течение 2023 года подготовить максимальную базу и в мае 2024 года выпустить модернизированные продукты на базе УАЗа. Это будет дизельный двигатель с новой шестиступенчатой механической коробкой передач. Он точно будет интересен клиенту и позволит нам дальше наращивать объемы. Также будет сделан большой пласт работы с точки зрения подготовки к модернизации в 2024 году тех продуктов, что мы делаем сегодня.

— Как оставаться конкурентоспособным в нынешних реалиях? Ваш секрет успеха.

— Если говорить про УАЗ, то, повторюсь, это не успех. Это то, что мы обязаны делать. Секрет простой — клиент должен быть доволен. В сегодняшних реалиях мы не можем фундаментально изменить конструкцию автомобиля. Мы концентрируемся на качестве и работе над себестоимостью. Наша продукция соответствует той покупательской способности, которая есть. Если говорить про секрет того, как мы с уверенностью смотрим в завтрашний день, то здесь отмечу командную работу и дополнительную мотивацию наших работников, та же индексация заработной платы на 12% - это общий результат труда. Нам важно повышать эффективность и тем самым быть конкурентоспособными. Качество и соответствие ожиданиям клиентов будет основным ответом на данный вопрос. Также нужно гордиться тем, что ты работаешь на УАЗе. Нам нельзя забывать его славную историю и при этом надо стараться развивать его будущее.

— Ожидаются ли новые партнеры из Азии или пока этот вопрос поставили на паузу? Ходили разговоры, что будет совместный проект с «Черри», но не получилось. Почему?

— Не думаю, что УАЗу нужен партнер, который придет и решит его судьбу. Она в руках людей, менеджмента и тех партнеров, которых мы выбирали. Концентрация должна быть на российских поставщиках. Мы можем рассматривать партнерства, но только в ключе развития Ульяновского автозавода. Мы можем брать паузу, находить синергию с точки зрения компонентной базы, агрегатов для того, чтобы брать лучшие существующие практики из тех источников, которые возможны. Но УАЗ был, есть и будет сам по себе.

— Летом сменился состав акционеров «Соллерс». Вы заняли пост председателя совета директоров компании. Насколько удобно совмещать стратегическое направление с операционным управлением, не планируете ли организационных изменений?

— Сейчас есть много юридических аспектов, которые замыкаются на мне. Мы работаем как команда. От перемены мест слагаемых сумма не изменится, но будет сделан правильный акцент. Нужно решать вопросы стратегии и, с другой стороны, давать возможность коллективу и менеджменту двигаться вперед. Мы сейчас подготавливаем юридическую базу. На всех заводах (Елабужская площадка, Дальний Восток, Заволжский моторный завод, УАЗ) будем делать реорганизацию и назначать новых людей в соответствии с новой структурой. Нужно внимательно распределить наши ресурсы. Мы вместе принимаем решение, обсуждаем. Сидеть в кабинете в Москве — это точно не про меня. Живой контакт с людьми намного важнее. Нужно видеть, что происходит на индустриальных площадках, иначе твоя стратегия отдалится от реальности.

— Расскажите о социальной политике на предприятии, как вы продолжаете поддерживать сотрудников и их семьи, что с индексацией зарплат и набором кадров?

— Порядка ста человек временно приняли на работу с Елабужской площадки. Так мы восполнили дефицит рабочих. Сокращений по основным нашим специалистам мы не проводили и не планируем. У нас всегда останется открытым вопрос вакансий. На данный момент требуется 400 человек. Мы активно сотрудничаем с руководством области, агентством по развитию человеческого потенциала. Привлекаем также студентов. Важно иметь молодые кадры. Повышение зарплаты на 12% - это не основная точка роста в социальной политике. УАЗ реализует много программ поддержки молодежи, здорового образа жизни, семьи и детства. Все они также будут увеличены. Мы продолжим поддерживать и наших ветеранов. Кроме того, «Соллерс» выступил партнером и спонсором развития в регионе детской футбольной школы на базе спортивного клуба «Динамо-Москва». Этот проект важен для Ульяновской области, и мы продолжим им заниматься.

— Что бы вы пожелали команде УАЗа и жителям Ульяновской области в Новый год?

— Ульяновская область отличается тем, что здесь, наверное, самый красивый вид на великую реку России — Волгу. Думаю, это дает дополнительную силу и энергию людям, которые здесь живут. Пожелать хочу крепкого здоровья. Главное, чтобы все родные и близкие были рядом, а чувство энтузиазма никогда не покидало. Чтобы жители верили, что в новом году добрые вести придут в каждую семью, что 2023-й будет тем годом, когда все смогут выдохнуть и продолжить наслаждаться жизнью. Желаю побольше проводить времени семьями. Мы постараемся работать как минимум в полной загрузке весь свой календарный график, но вовремя и правильно давать отпуска. Хотел бы поблагодарить руководство области, а также всех ветеранов региона, которые внесли огромный вклад в общую копилку нашего большого дела. С Новым годом и всего самого хорошего!

Марина Иванникова