АО «Аэрокомпозит-Ульяновск» объединился с московским «Аэрокомпозитом». Реорганизацию провели в конце февраля этого года. Как и в случае с «Авиастар-СП», предприятие продолжит свою работу в статусе филиала. Однако с потерей обособленности и решать большинство вопросов ульяновцам теперь предстоит через Москву.

В АО «Аэрокомпозит» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию) 73online.ru пояснили, что реорганизация была проведена 28 февраля 2023 года. Она связана с оптимизацией операционных расходов предприятий и сокращением управленческих издержек. «Основные производственные планы в связи с прошедшей реорганизацией не подлежат изменению», — отметили в головном отделении.

Значимых изменений в работе предприятия не произошло, уверяют участники рынка: рабочие места не сокращались, руководители сохранили свои посты и функционал. Гендиректор АО «Аэрокомпозит» Анатолий Гайданский изначально был председателем совета директоров ульяновского «Аэрокомпозита», а генеральный директор ульяновского «Аэрокомпозита» Юрий Солодков сейчас находится на должности замгендиректора московского «Аэрокомпозита» и директора филиала в Ульяновске.

Тем не менее, по данным «Коммерсант.Картотеки», 1 марта этого года межрайонная инспекция ФНС по Москве зарегистрировала прекращение деятельности «Аэрокомпозит-Ульяновск» как юридического лица путем присоединения к головной организации, с учета в ульяновской налоговой предприятие было снято.

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что реорганизация в единую компанию может сделать работу компании более эффективной, помочь сократить расходы, например, за счёт увеличения объёмов закупок товаров и услуг для компании, всех её подразделений.

— Если производственные планы предприятия не претерпели изменений, значит, оно сохранит определённую самостоятельность. Но оно может быть ограничено в закупке необходимого оборудования и сырья, расходных материалов. Теперь его будет покупать головной офис на все предприятия — в больших объёмах, а значит, по более низким ценам. В то же время в случае решения каких-то вопросов, касающихся непосредственно предприятия, например, проведения ремонта, решения вопросов персонала и так далее, у регионального филиала сохранится самостоятельность, и он не будет по каждой мелочи обращаться в центральный офис. Вместе с тем производственные планы теперь будут определяться в Москве, что логично, так как не будет несогласованности в действиях предприятий, — говорит Дмитрий Баранов.

По словам Баранова, укрупнение предприятий позволяет грамотней распределить силы, избежать дублирования, сократить издержки, то есть в целом сделать работу эффективнее. Соответственно, это позволяет решать более сложные задачи и делать это быстрее.

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев считает, что каких-либо серьезных изменений произойти не может: «Изначально была сформирована схема, в которой на московской площадке располагалась исследовательская лабораторная база. Там отрабатывали перспективные технологии и там же размещалась администрация «Аэрокомпозита» в целом. Нет ничего удивительно в том, что производственные площадки оказываются не только под управлением материнских структур, но и лишаются самостоятельного статуса. Это действительно помогает сократить операционные издержки. «Аэрокомпозит-Ульяновск» не реализовывал какие-то проекты вопреки «Аэрокомпозиту». Здесь вопрос связан в первую очередь с трансформацией модели управления и в рамках ОАК — сокращением количества юридических лиц, упрощением схемы подчинения. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока практически все компании не перейдут на новую схему управления».

Он поясняет, что с момента создания ОАК, когда были объединены в рамках корпорации разные предприятия, происходило раз за разом «собирание» авиастроительных активов. По словам эксперта, новая схема управления была определена во второй половине прошлого десятилетия, и сейчас завершается формирование той структуры, которая была запланирована ранее: «Сейчас есть понимание, что ответственность за заказы несет вполне конкретный руководитель, и эта ответственность не размывается между другими юридическими лицами», — отмечает Пантелеев.

Справка 73online.ru:

АО «Аэрокомпозит» создано 2 декабря 2008 года. Работает над созданием крыльев, полностью выполненных из полимерных и композитных материалов, для российских пассажирских самолётов МС-21. Производственные мощности находятся в Ульяновске и Казани. Ульяновский филиал расположен на 90 тысячах кв.м бывших площадей «Авиастара». На заводе трудятся более 800 жителей региона.

Генеральным директором АО «Аэрокомпозит» является Анатолий Гайданский. Выручка компании за 2021 год составила 3,83 млрд руб., прибыль - 404,8 млн руб., данные kartoteka.ru. АО в 2021 году перечислило 209,7 млн руб. налогов.

АО «Аэрокомпозит-Ульяновск» создано 18 марта 2011 года. Генеральным директором числится Юрий Солодков. Выручка за 2021 год составила 1,66 млрд руб., прибыль - 95,6 млн руб. По данным ФНС, АО в 2021 году перечислило 156,4 млн руб. налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

«Аэрокомпозит» попал в санкционный список за поддержку деятельности российских компаний из военной аэрокосмической отрасли, сообщал РБК.

Марина Иванникова