Кибермошенники стали серьезной угрозой для клиентов банков: в пандемию объем украденных со счетов денег вырос в разы. Об этом предупредил Банк России. Только за первые два квартала этого года мошенники украли у россиян почти 4 млрд рублей, причем вернуть клиентам банки смогли всего 485 млн рублей. Деньги чаще всего уводили во время покупок в интернет-магазинах и после звонков злоумышленников, которые выдавали себя за сотрудников банков. Чтобы предостеречь граждан и сотрудников служб безопасности банков, Центробанк теперь будет ежеквартально публиковать «Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств».

Количество заблокированных по инициативе Банка России мошеннических телефонных номеров только за первое полугодие 2020 года выросло почти в 4 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года и превысило 9,7 тысячи. Порядка 80% злоумышленников звонили людям якобы от лица различных финансовых организаций, при этом использовались технологии подмены телефонных номеров.

Почти 70% операций мошенников – это телефонные звонки с применением социальной инженерии, т. е. психологического воздействия на людей, которое вынуждает их самостоятельно отдавать деньги или содействовать преступникам: сообщать конфиденциальные данные, устанавливать ПО на смартфоны, вводить пароли и т. д. Об этом накануне публикации обзора ЦБ говорили на V международной конференции по защите прав потребителей финансовых услуг «Территория финансовой безопасности».

«За период пандемии количество звонков так называемых обзвонщиков увеличилось на 200%», – обозначил масштаб угрозы Артем Сычев, первый заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России, чью цитату из выступления на конференции приводят «Ведомости». По его словам, средний чек хищений в результате обзвонов составил порядка 10 000 руб.

Всего в I и II кварталах Банк России зафиксировал более 360 тысяч несанкционированных клиентами банков операций, во время которых мошенники снимали деньги со счетов.

Существенный рост киберпреступности был отмечен и при покупках товаров и услуг в интернете. Спрос на дистанционные услуги и сервисы из-за пандемии активизировал деятельность злоумышленников в этом сегменте. В первом полугодии по инициативе Банка России было заблокировано более 4,7 тыс. сайтов, созданных для хищения денег у граждан.

«Минимизировать возможный ущерб от деятельности злоумышленников в интернете позволит принятие законопроекта, который дает Банку России право самостоятельно блокировать используемые ими сайты. В таком случае мы сможем действовать оперативно, чтобы как можно меньше людей попадали в ловушку, — отметил директор Департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров. — Но не менее важно повышение финансовой киберграмотности и кибергигиены».