Государственный архив Ульяновской области отмечает свое 100-летие. Он был создан в 1919 году и начинался с 273 архивных дел. К настоящему времени объем хранимых здесь дел давно превысил миллион! В них – история нашего края, и эта история всегда актуальна. К ней обращаются не только историки и краеведы, люди, увлеченные поиском своих корней. Куда как в большей степени архивные документы востребованы в связи с социально-правовыми запросами граждан: подтверждения трудового стажа, наследственных и имущественных прав, актов гражданского состояния и многими другими вопросами, которые могут возникнуть совершенно неожиданно и для разрешения которых архив становится последней надеждой. Документы надо ценить. Их надо хранить. И предки наши сохраняли их не по абстрактной любви к истории, но именно для решения вполне конкретных, прикладных вопросов.

Самый древний из документов Ульяновского архива на 102 года древнее самого Симбирска-Ульяновска. Это указная грамота 16-летнего великого князя Московского и всея Руси Ивана Васильевича о разрешении спора о владении бортными ухожьями по реке Мокша, на территории современной Мордовии. Бортничеством называли добычу меда пчел, живших в дуплах: во времена, когда леса были больше и гуще, а народу кругом жило гораздо меньше, подобный способ добычи меда и воска был экономически целесообразен. Но все равно у бортников возникали споры из-за ухожий - мест, где располагались дупла. Грамота великого князя предписывала подьячему из города Темникова Григорию Щетинину уладить конфликт, для чего изучить имеющиеся документы на право собственности, а также снять чертеж местности.

Древнейшая грамота 1546 года

Древняя грамота представляет собой свиток, или столбец, как говорили в допетровскую старину. Документы в деле и листы в документе не сшивались в тетрадь, а подклеивались снизу к друг другу, иногда достигая длины на многие десятки, а то и сотни метров. Конечно, работать с такой документацией было крайне неудобно – зато столбцовое делопроизводство практически исключало подлог документов в деле. Европеизируя Россию, царь-реформатор Петр I ликвидировал столбцы, хотя и не сразу – и именно на столбце записан один из первых «европейских» указов царя от 20 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января 1700 года.

До этого Россия Новый год справляла 1 сентября: память об этом - начало учебного года. Летоисчисление в России велось от Сотворения мира, бывшее будто за 5508 лет до Рождества Христова. Указ предписывал считать годы в документах от Рождества, а не от Сотворения, и определял порядок празднования Нового года с украшениями «из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых», с поздравлениями друг друга «в знак веселия», с пальбой из пушек и мушкетов, с разжиганием костров и «огненных потех». Впрочем, едва ли Симбирск успел гульнуть по силе указа, отмечая Новый год 1 января 1700 года. В те времена путь указов, от Москвы до Симбирска, занимал не менее двух недель, а то и больше, и указ, если идеально, должен был быть получен в Симбирске уже после Нового года, в первой декаде января 1700 года…

Указ Петра I о праздновании Нового года с 1 января 1700 года

Ульяновский архив может похвастаться подборкой автографов российских императоров - от Екатерины II до Николая II. Как правило, это именные царские указы, связанные с утверждением в чинах и награждениями орденами разных деятелей Симбирского края. Указ о пожаловании чином капитана первого ранга Саввы Назимова был подписан 20 апреля 1765 года императрицей Екатериной II и генерал-адмиралом Павлом, будущим императором Павлом I. Мальчику было всего десять лет, но он имел титул «полного» адмирала и номинально командовал всем военно-морским флотом Российской империи! Воспитатели вспоминали, что бойкий мальчик любил забавляться, играть, размахивая своим адмиральским флагом. Зная, как непросто складывались отношения императрицы с собственным сыном и будущим императором, документ с двумя автографами приобретает особенную ценность.

Указ 1765 года с автографами императрицы Екатерины II и будущего императора Павла

Увольнительное свидетельство капитана лейб-гвардии Преображенского полка Александра Толстого от 30 июля 1775 года также подписано императрицей Екатериной II и ее фаворитом и тайным мужем графом Григорием Потемкиным. 13 июля 1775 года у пары родилась дочь Елизавета, получившая фамилию Темкиной – так, отсекая первый слог отцовской фамилии, прозывали незаконных отпрысков знатных особ; так что автографы ставились на фоне семейной идиллии. А вот у офицера-гвардейца Александра Толстого отношения с графом Потемкиным, с «самым влиятельным лицом в России», которого любящая императрица назначила командовать самым старым и заслуженным гвардейским полком, не сложились, и он вынужден был уйти в отставку и уехать в свои симбирские имения. При Павле I, в 1797–1799 годах Александр Толстой служил Симбирским губернатором…

Увольнительное свидетельство 1775 года с автографами императрицы Екатерины II и графа Григория Потемкина

Эти рассказы о документах можно длить и длить дальше. Важно, что есть место, где они хранятся и изучаются – Государственный архив Ульяновской области.

Иван Сивопляс