В десятку лидеров рейтинга самых быстрорастущих компаний России, который ежегодно составляет РБК, вошла ульяновская компания – ТК «Лето». Ее учредители – Игорь и Антон Любченковы (доли 40% и 10% соответственно), а также Александр и Даниил Сикачина (40% и 10%). Основанная в 2013 году компания развивает сеть магазинов-дискаунтеров «Победа». Чистая выручка в прошлом году достигла 15,8 млрд рублей, увеличившись на 36,2% за год. Эксперты считают, что успех «Лета» - свидетельство нового тренда на рынке ритейла: будущее за дискаунтерами, а вот гипермаркеты могут уйти в прошлое.
Первый магазин «Победа» появился в Ульяновске в 2015 году. К концу года сеть насчитывала 18 точек в четырех регионах Приволжского федерального округа: Ульяновской, Самарской, Пензенской областях и Республике Чувашия. В 2018 году компания вышла в Центральный федеральный округ, открыв «Победу» в Московской области, и к концу года довела количество магазинов более чем до 90. По итогам 2019-го их число насчитывало 111 в 70 регионах ПФО и ЦФО. Сегодня, по данным компании, ТКУ «Лето снабжает товарами 159 магазинов. Ежегодно в каждой точке сети покупки совершают в среднем 132 тысячи человек.
Антон Любченков отказался комментировать достижения «Лета», объяснив это тем, что «компания занята развитием». Аналитики сходятся во мнении, что секрет успеха компании как в грамотно выстроенной бизнес-стратегии, позволяющей инвестировать в открытие новых точек, в том числе используя не только полученные с выручки «Победы» средства, так и в том, что «Лето» попало в новый перспективный тренд на рынке ритейла.
Дискаунтеры теснят и таких крупных игроков на рынке розничной торговли формата «у дома», как «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит», считает гендиректор консалтинговой компании «ДСТС Финанс Консалтинг» Дмитрий Цибизов.
По мнению экспертов, тренд на дискаунтеры затронет не только продуктовый ритейл. «Думаю, мы увидим рост комиссионных магазинов, точек «Секонд хенд», маркетплейсов подержанных товаров и так далее», – уверен гендиректор «ДСТС Финанс Консалтинг».
Аналитики холдинга «Финам» считают, что успеху формата «магазинов у дома» способствует и распространение коронавирусной инфекции. Усиление мер противоэпидемиологической безопасности и введение режима самоизоляции побуждает россиян закупаться ближе к дому. Отсутствие альтернатив в виде кафе и ресторанов также идет на руку сетевому продуктовому ритейлу. «В краткосрочной перспективе этот формат должен продемонстрировать способность полностью удовлетворять потребности клиентов в товарах повседневного спроса», – говорят в «Финаме».
Все опрошенные эксперты сходятся во мнении, что популярность дискаунтеров будет только расти как минимум в ближайшие несколько месяцев, поскольку перспективы роста реальных доходов населения пока невелики. Это приведет и к снижению продаж в гипермаркетах, которые уже давно не выдерживают ценовую конкуренцию с дискаунтерами, добавляет Андрей Белоногов. «В гипермаркетах шире ассортимент, но значительная часть предлагаемых там товаров из сегмента non-food. А non-food теперь начали продавать и маркетплейсы, например, Ozon, то есть доля гипермаркетов сжимается. Сегодня это очень уязвимый формат», - комментирует бизнес-консультант.
По оценкам экспертов, в новых реалиях гипермаркеты смогут стабильно развиваться, если получат скидки по арендной плате от собственников торговых центров. Если этого не произойдет, аналитики не исключают, что место гипермаркетов в ТЦ займут те же сетевые магазины-дискаунтеры, и эпоха маркетов-«динозавров» уйдет в прошлое.
Екатерина Старцева