Сотрудники регионального управления Россельхознадзора выявили вопиющие нарушения при поставках продуктов питания в Сурском и Базарносызганском районах области. В семь детских садов и школ закупили более 76 кг замороженной говяжьей печени из Аргентины и Уругвая через мелких коммерсантов. Причем, мясной субпродукт был далеко не первой свежести вопреки всевозможным техническим регламентам. К счастью, на это раз никто из ребят не заболел. Чиновники из управлений образования считают, что работать по прямым договорам удобно – быстро и дешево. Эксперты в сфере детского питания утверждают, что в дело вступают недобросовестные перекупы с сомнительной репутацией.
Россельхознадзор установил, что по оформленным ветеринарным сопроводительным документам в период с декабря 2023 года по февраль 2024 года со склада ИП Дербиневой О.И. (город Барыш), ИП Дьяченко А.В. (Сурский район) в образовательные учреждения поступило более 76 кг замороженной печенки из-за границы, которая хранилась в непонятных условиях почти два года.
– Отметим, что в соответствии с техническим регламентом «О безопасности пищевой продукции» пищевая продукция для детского питания – это специализированная продукция, для которой установлены особые требования. В частности, при ее производстве не допускается использование продовольственного сырья – замороженные блоки из различных видов жилованного мяса животных, а также субпродуктов (печени, языка, сердца) со сроками годности более шести месяцев, – уточняют в надзорном ведомстве.
Поставщикам и получателям в лице руководства детских садов и школ объявлены строгие предостережения. В известность поставили минпросвещения Ульяновской области, региональные УФАС и Роспотребнадзор «для принятия мер в рамках компетенции».
Этот факт – не первый. Муниципальные чиновники регулярно закупают продукты питания, видимо, по принципу «чем дешевле, тем лучше». Это всего лишь история одного случая, который многократно увеличивает риски для малышей и школьников.
Эксперты объясняют, что процедура легитимна и предусмотрена Федеральным законом № 44-ФЗ «О госзакупках», когда в рамках годовых лимитов до 600 тысяч рублей из местного бюджета организации заключают прямые договоры с поставщиками на продукты питания, и активно этим правом пользуются. Это быстро и удобно – есть возможность заказать продукцию чаще всего у своих фермеров, но дешево и сердито – цена заранее определена, нет конкурентных конкурсных процедур. Различные мониторинги показывают, что нередко одну одну и ту же позицию заказчик закупает по разной стоимости – разбег до 50%.
Да и потом, детские учреждения – не магазин с просрочкой. По словам специалистов, если бы продукты питания закупались на открытых конкурсах с четкими критериями, то действовал бы жесткий «национальный режим», когда предпочтение отдают продукции российского производства со всевозможными ГОСТами, СанПИНами и марками качества. В таком случае сомнительную «заморскую» печенку с повышенными рисками для здоровья просто бы не допустили в столовые.
Волков поясняет, что при аукционном подходе не оценивается репутация и профессионализм поставщика: «У кого ниже стоимость, у того и берут. Но в таком случае подряд будут забирать недобросовестные предприниматели». По данным Агентства, за 2022-2023 годы в Ульяновской области не было объявлено ни одного конкурса на поставку продуктов питания в детсадах и школах: «А на аукционах чаще всего побеждают перекупы», - делится наблюдениями директор.
Фото на главной: соцсети