1 января вступило в силу решение правительства о повышении НДС: налог на добавленную стоимость вот уже семь месяцев начисляется по ставке 20%, а не 18%. Это первый по собираемости налог в России и крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. Ожидается, что повышение ставки НДС принесет федеральному бюджету в среднем 620 млрд рублей дополнительных доходов в год. При повышении налога премьер-министр Дмитрий Медведев говорил, что «это самое сбалансированное, наименее трудное для экономики, для компаний и, самое главное, для граждан решение». Так ли это?
Зинаида Измайлова, владелица текстильной фабрики «Русь»:
- Естественно, мы почувствовали повышение НДС, и негативно. Повышение налогов в целом никогда не радует бизнес. Наоборот, сейчас нужно задуматься о снижении налоговой нагрузки. Ведь по цифрам мы видим, что нет условий для развития бизнеса – и повышение НДС это подтверждает. Кроме того, мы выпускаем товары повседневного использования, для широкого круга потребителей – а доходы у людей не растут. И повышение НДС здесь тоже проблемы не решает – оно только увеличивает затраты на товар. Думаю, вместо этого повышения необходимо продвести реальную аналитику и продумать корректные меры по снижению налоговой нагрузки на бизнес.
Сергей Глебов, коммерческий директор ООО «Приор»:
- По роду основной деятельности мы имеем дело с регулированными тарифами – НДС в них изначально не заложен. Конечно же, такое повышение налога сказалось негативно и на нас: дороже стали запчасти, топливо и прочие расходные материалы. Поэтому приходится экономить самим, так как, повторюсь, тарифы фиксированные. Нам также приходится использовать много техники – а значит, и топлива расходуется много. В свете того, что кроме налоговой нагрузки сильно возросли и цены на бензин, приходится оптимизировать и транспортные процессы. Все это в итоге сказывается на бизнесе негативно, ведь себестоимость наших услуг, в отличие от доходов, растет.
Евгений Курзин, соучредитель ООО «Магазин новостроек»:
- Почувствовали. Хотя ряд наших платежей не облагается НДС, есть у нас и НДС-ные платежи, поэтому повышение налога не прошло незамеченным и для нас. Я считаю, что повышение налоговой нагрузки сильно тормозит развитие экономики. К примеру, читал сегодня утром статью на Forex, в которой анализировалось, как разнообразные факторы влияют на развитие экономики – и такими темпами, пока идет дополнительное искусственное замедление экономики подобными мерами, ни о каком развитии экономики в нашей стране говорить невозможно. И это плохо как для бизнеса, так и для рядовых граждан.
Артур Котельников, генеральный директор ООО «СК «Стройград», владелец ТЦ «Версаль»:
- Изменение налога на добавленную стоимость сказалось и на нас, но не сильно. Так, например, по некоторым статьям расходов мы не получаем входящий НДС, а исходящий-то идет. Отсюда растет и уровень некомпенсированного НДС, который нам приходится выплачивать – конечно, после повышения он стал ощутимее. Но пока это не критично – справляемся.
Татьяна Щелочкова, ресторатор, совладелица ресторана «Бульба»:
- Повышение налога мы тоже ощутили. Например, мы увидели изменения тарифов по части жилищно-коммунального хозяйства, которые подскочили примерно на 5-7%. Кроме того, мы заметили, что у большинства наших поставщиков также изменилась политика ценообразования – большинство цен тоже выросло примерно на 5-7%. Хотя мы свои цены не меняли. Бизнес и люди, конечно, адаптируются к таким новым условиям – постепенно, со временем. Но назвать их выгодными – как минимум сложно.
Игорь Игнатьев