ЕГЭ в России только стартовали, но уже унесли первую жизнь - трагедия произошла в Чебоксарах, где во время сдачи школьного экзамена по математике умерла 11-классница, страдавшая врожденным пороком сердца. Родители выпускников задаются вопросом: стоит ли ЕГЭ жизни детей? Сложность экзамена постоянно повышается, а вместе с ним - и психологическая нагрузка на школьников. Детский омбудсмен Анна Кузнецова недавно заявила, что накануне ЕГЭ речь идет даже о профилактике суицидов - настолько это возводится в сверхцель и сверхзадачу.
Сергей Шерстнев, председатель комитета по социальной политике, госстроительству, МСУ и развитию гражданского общества Законодательного собрания Ульяновской области:
- Во-первых, ЕГЭ - это не так страшно, как пугают на протяжении уже нескольких лет и нас, родителей, и детей. Прежде всего взрослым не нужно нагнетать обстановку. На ЕГЭ жизнь не заканчивается. Мои дети тоже сдавали ЕГЭ и тоже волновались. Нужна полная поддержка родителей - лишнего не спрашивать, не действовать на нервы, поддерживать морально. Нужно дать возможность ребенку самому определиться с будущей специальностью. И ни в коем случае не ругать, если что-то не получилось. Этот возраст очень тяжелый. В школах сейчас есть психологи, которым в это время надо особенно следить за обстановкой и школьниками. Другие меры наблюдения излишни. Я знаю, что детей сопровождают даже в туалет, но мы должны доверять детям. За ребятами следят как будто надсмотрщики, но я считаю, что это лишнее.
Людмила Хижняк, уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области:
- Действительно, ситуация трагическая. Потерять ребенка в любой ситуации - это тяжело, непостижимо перенести. Я считаю, что нужно подходить к каждому ребенку индивидуально, конечно же, нужно смотреть на состояние его здоровья, как он готов психологически и физически к той или иной стрессовой ситуации. Экзамен - это всегда стресс. В любой стрессовой ситуации важна роль взрослых и в первую очередь родителей. Они должны посмотреть на его эмоциональное состояние. Возможно, обратиться к специалистам. Позиция педагогов тоже очень важна. Нужно контролировать и отслеживать все моменты. В этом году министерство образования предложило мне пройти пробный ЕГЭ по русскому языку для родителей. И в принципе, я прошла всю процедуру "от" и "до". Я понимаю, что ребенок в этот момент находится в эмоциональном состоянии и на все остро реагирует. Не могу сказать, чтобы было что-то критическое - прошли через рамки металлоискателя, сдали вещи, взяли все необходимое и пошли в класс. Я понимаю, что мы взрослые люди, но когда мы обсуждали процедуру после экзамена, мы все пришли к выводу, что ничего страшного не происходит. Мы ничего такого не заметили, но тем не менее для ребенка самый главный стресс - это ожидание результата и сложность задания, которое ему достанется, и мысли о том, справится ли он с ним. С моей точки зрения, на детей это влияет больше.
Алексей Клоков, директор гимназии №1 имени В.И. Ленина:
- У нас в гимназии создана целая система подготовки детей к ЕГЭ: психологическая служба, настрой родителей, администрации и учителей. Мы начинаем готовить детей к ОГЭ, например, в 8 классе. Думаю, что осведомленность, подготовка и открытость - все это в совокупности дает результат. Наши дети сдают экзамены и в других школах и приходят довольные, рассказывают о своих результатах. Необходимо работать с родителями. У себя в гимназии мы дважды проводим родительские собрания именно на эту тему и именно в выпускных классах. Говорим им, что знаний, полученных в гимназии, хватит для сдачи ЕГЭ. Просим, чтобы они успокоились. Мы проводим пробные ЕГЭ, где ребенок сможет пройти всю эту процедуру. Слежка за детьми в туалетах - это глупость и абсурд, за гранью здравого смысла.
Юрий Латышев, Народный учитель РФ, член президиума общественного движения «За советскую школу», заместитель директора гимназии №44 имени В.Н. Деева, учитель истории:
- Пережить ситуацию можно, когда нет стресса. Причина того, что произошло - это стресс. Ожидаемый. Каждый ли ребенок в состоянии управлять своими эмоциями? Нужно большое мужество, уверенность в себе и так далее. Сколько не готовься перед экзаменом, все равно уверенности нет. Так и перед ЕГЭ. Стресс усиливается при вхождении в школу. Раньше такого не было - шли как на праздник, учителя успокаивали, устанавливали контакт. Создавалась доброжелательная атмосфера. Школьники отвечали непосредственно своему учителю - это тоже создавало настрой у детей. Сейчас детей шмонают как в тюрьмах. Процедура начинается за час до экзамена. Представьте, во сколько встает ребенок в сельской местности? Раньше на экзамен можно было взять шоколадку, бутылку воды - сейчас нельзя ничего. Как думаете, почему экзамены длятся не 4 часа, а 3:50? Если бы они длились 4 часа, то по закону детей должны покормить. Ребенок приезжает за час в школу, а в сельской местности они встают в 5 утра, а экзамен начинается в 10:00. Это тоже создает определенный стресс. В случае с Чебоксарами, там у девочки была болезнь. Нужно было создавать определнные условия в этом случае. О чем думали, когда создавали положения по ЕГЭ для больных детей? А сколько суицидов? До 700 с лишним! Из них более 20% приходится на ЕГЭ! Неужели эти 20 процентов детей не стоят того, чтобы о них заботиться? Никто не несет ответственности, кроме директора. А при чем здесь он? Он действовал согласно положению. Точно так же, как во Владивостоке с флэшмобом. Почему ответственность не несут родители, которые допустили такое? Откуда учителя могут знать, когда у них в классе 30 детей, а родители про своего одного ребенка ничего не знают. ЕГЭ придумали для детей с умственным отставанием, чтобы дети могли угадать правильный ответ. Отсюда и результат. Почему средний балл по математике 49 из 100? ЕГЭ совершенно нерентабельный вид экзамена, это вид насилия над личностью. Каждый раз унижают сотни детей.
Катерина Косова, психолог, консультант, гештальт-терапевт:
- Если смотреть в корень проблемы и выяснять, в чем причина, становится понятно, что она в том, что дети очень сильно волнуются. На них идет колоссальное давление и эмоциональная нагрузка с двух сторон. В первую очередь со стороны учителей, ведь результаты ЕГЭ в какой-то степени считаются показателем качества их работы. И их тоже можно понять: они волнуются и, действительно, где-то могут «передавить». С другой стороны, это - родители, для которых ЕГЭ тоже очень важен. У них есть определенные планы на будущее. Дети могут от этого очень сильно страдать. Однозначно нужно снизить эмоциональную нагрузку, которая падает на ребенка. Необходимо всегда учитывать, что ЕГЭ сдается в старших классах, когда у ребят происходит много гормональных бурь, а тут еще такое давление. Должна быть правильная позиция. Никто не говорит, что нужно обесценивать этот экзамен, но в то же время, школьник должен понимать, что это не конец света. Нужно говорить ребенку, что он молодец и что в него верят. Мир не рухнет, но и махать рукой на это не стоит. Нужно объяснить, что это важно, что надо собраться. Если говорить о практических советах: стараться сохранить в семье хорошую спокойную атмосферу, следить за питанием, чтобы школьник высыпался. Чтобы в ночь перед экзаменом не было сумасшедшей зубрежки. Вообще, очень многие продвинутые родители, понимая, какой стресс у школьников, учат детей работать со своим стрессом, позитивному мышлению, как правильно дышать, например.
Елена Скворцова
При участии Дарьи Косариновой