«Володарка» – наверное, самый выразительный символ всей ульяновской «оборонки» эпохи Великой Отечественной войны. Завод производил патроны, а патроны – необходимость и выразительный символ войны, войны «до последнего патрона!».
Свою первую продукцию Симбирский патронный завод стал выпускать осенью 1918 года, в разгар Гражданской войны в России. Уже в довоенный период оно было не просто самым большим и стратегически значимым промышленным предприятием Симбирска-Ульяновска. «Володарка» - так завод назывался с 1922 года - способствовала стремительному развитию города в направлении Заволжья. А ещё предприятие могло по достоинству гордиться своими пролетарскими традициями и корнями, восходящим к революционным петроградским рабочим, стоявшим у истоков предприятия.
Жилой барак завода имени Володарского
Исконные «володарцы» привнесли в Симбирск-Ульяновск свой дух, особенности организации жизни и быта. Например, многоквартирные и многоэтажные дома – «володарские» дома, первые ульяновские пятиэтажки, построенные в 1937-1938 годах на улице Льва Толстого, на правом берегу Ульяновска. Людям надо было по утрам попадать на работу, и это стимулировало развитие городского транспорта. Так появился рабочий поезд, перевозивший работников предприятия по железнодорожному мосту через Волгу. Поезд называли «трудовым», ещё конкретнее – «патронником». Впрочем, зимой многие правобережники ходили на работу через Волгу по льду. «Напрямки удобнее», - объяснял Иван Илларионович Хохлов.
«Володарские» дома. Фото 1960-х годов
Ваня Хохлов пришёл работать на «Володарку» в самый канун начала Великой Отечественной войны. Ему было 17 лет, за плечами – детдом и ремесленное училище. Всю войну, от первого до последнего дня, он отработал здесь – без праздников, без выходных, по 12 часов в день. Разнились только смены: месяц – днём и месяц – в ночную. Послабления делались только для тех, кому не было 16 лет – они работали по восемь часов. После 16 лет послаблений не было. Ваня Хохлов знал это точно – несмотря на собственную молодость, он работал мастером производственного обучения с окладом в 850 рублей, как у командира батальона на фронте. Больше прочих на заводе ценился труд станочников: 2-3 тысячи рублей в месяц - больше, чем у командира стрелковой дивизии!..
Иван Хохлов, молодой рабочий «Володарки»
Всю войну завод расширялся, вступив в неё с 12,5 тыс. работников, а закончив с 20 тысячами. Была освоена территория почти в 70 гектаров, выстроено и введено в строй почти два десятка объектов промышленной инфраструктуры, цехов, складских помещений и почти три десятка рабочих общежитий.
Цех №5 завода имени Володарского дореволюционной постройки
Полторы тысячи рабочих «Володарки» ушли на фронт, несмотря на рабочую бронь. Кто-то шёл добровольно – как, например, Герой Советского Союза Владимир Деев, бывший шлифовальщик «Володарки», пожелавший отомстить фашистам за гибель брата. Отправка на фронт была основным методом дисциплинарного взыскания для нерадивых: три опоздания – снятая «бронь». При этом начальство никогда безрассудно не лютовало: «Каждая пара рабочих рук была на вес золота», - говорил Иван Хохлов. Не страх, а общность целей, ощущение единства коллектива и причастности к общему большому делу позволяли «володарцам» достигать всё возрастающих результатов.
Комсомольцы-шлифовальщики братья Жидковы с завода имнени Володарского, 1943 год
«Мало кто знает, но в октябре 1941 года наш завод в одиночку держал весь фронт», - с чувством гордости вспоминал Иван Хохлов. Особая ситуация порождала особые полномочия для руководства предприятия. Здесь говорили, что оно имело право остановить и отогнать на заводские пути любой состав с эвакуируемым заводским оборудованием, следовавший за Волгу через Ульяновск, отобрать, что нужно, разгрузить – и езжайте дальше!.. Станков и оборудования прибывало столько, что их негде было устанавливать.
А потом – будто по личному распоряжению самого Сталина! – прибыло три тысячи строительных рабочих, которые в первую же военную зиму «из ничего» возвели несколько цехов. Станины под станки, по словам Ивана Хохлова, заливали не бетоном, а свинцом, который гораздо быстрее «схватывался» и позволял начинать работу. Станки уже работали, пока над цехами возводили перекрытия.
Работницы завода имени Володарского собирают подарки для фронта. Октябрь 1941 года
Статус «Володарки» подчёркивался и тем, что у завода был свой аэродром и аэропарк, состоявший из двух самолётов-«кукурузников» По-2, которые обслуживали лётчики – муж и жена. Самолёты были незаменимы в случае возникновения различных чрезвычайных обстоятельств, требовавших срочного присутствия посторонних технических специалистов, для срочной доставки дефицитных узлов и деталей вместо вышедших из строя.
Самолет По-2
Голод и усталость – общее ощущение Ивана Хохлова от тех военных лет. Иногда, особенно после ночной смены, не было сил даже уйти с завода, и он крепко засыпал, отыскав место прямо в цеху, в уголке, несмотря на грохот и суету, кипевшую вокруг. И ведь жизнь не сводилась только к 12-часовой работе на заводе. В «свободное время» работники разгружали баржи, пилили и кололи дрова, занимались военной подготовкой, готовили подарки для фронта, наконец, выстаивали многочасовые очереди в магазин, чтобы отоварить продуктовые карточки.
Усталость копилась и приводила к различным происшествиям, к травмам. В начале 1943 года в 21 цехе машиностроительного завода случился очень крупный пожар. Тушение осложнялось невозможностью приблизиться к очагу пламени из-за взрывов и разлетавшихся осколков. Огонь угрожал другим цехам завода. Для борьбы с огнём вызвали воинские части, в частности, курсантов-танкистов, привлекли городское население.
Люди рыли рвы, чтобы остановить распространение пламени. Работа кипела, несмотря на непрестанный грохот взрывавшихся боеприпасов. Принятые меры помогли, цеха завода от огня отстояли. Официальной причиной пожара было признано нарушение правил эксплуатации электроустановки. Назначенный «крайним» электрик был отправлен на фронт – и вскоре, по рассказам, погиб. Однако в городе устойчиво циркулировали слухи, что пожар мог стать результатом диверсии – мол, на полу соседних цехов был рассыпан порох. На самом деле, там много чего было рассыпано и разлито, поскольку из-за интенсивной круглосуточной работы на уборку не обращали особого внимания.
Работницы завода имени Володарского шьют бельё для ульяновских госпиталей, 1942 год
А 7 февраля 1943 года случился пожар на городской электростанции. В результате буйства стихии предприятие было выведено из строя, город и промышленность остались без электроэнергии, погибли начальники городских пожарных команд №2 Федор Климахин и заволжской №4 Василий Константинов. Электростанция была восстановлена в самые сжатые сроки, благодаря усилиям и таланту главного энергетика завода имени Володарского Ивана Федоровича Сарычева (1899 – 1966). В апреле 1943 года за свой трудовой подвиг Иван Сарычев был премирован 2500 рублями.
Член партии большевиков с 1917 года, депутат Ульяновского городского совета, в 1937 году Иван Федорович оказался в застенках НКВД по стандартному обвинению в подрыве государственной промышленности и контрреволюционной деятельности. Но этого мужественного и сильного человека так и не удалось сломать. Тем не менее, в начале 1938 года Ивана Федоровича осудили на 10 лет лагерей. Но в 1942 году Сарычев досрочно обрёл свободу и вернулся на «Володарку» – получилось, что крайне своевременно для всего Ульяновска!..
Иван Федорович Сарычев, главный энергетик «Володарки»
Первым выходным днём за всю войну стал День Победы - 9 мая 1945 года, специально объявленный выходным днём. Радостную весть о Победе Иван Хохлов, как и большинство его коллег, узнал, придя с утра на работу – радиоточки в домах у рабочих были редкостью, почти что роскошью. То, что день был выходным, придавало событию какое-то особое ощущение: война действительно позади, можно передохнуть, расправить плечи, подумать о будущем.
Радость была огромной. На «Володарке» настроения добавляло и то, что руководство завода распорядилось выставить рабочим, гулявшим в лугах на Потьме, две бочки спирта на заводском аэродроме. Всем желающим абсолютно бесплатно наливали по 100 граммов. Закусывали «победную норму» росшим в лугах диким луком. А ещё желающих – но здесь кому повезло! – катали на заводских «кукурузниках». На единственное пассажирское место втискивалось по нескольку человек: в тесноте – да не в обиде!..
Иван Сивопляс