24.09.2022, 06:00
«Вместо чистой воды — навозный экстракт»: история первого симбирского водопровода

Историк и краевед Иван Сивопляс рассказывает о первом в Симбирске водопроводе. Его строительство вдохновил граф Владимир Орлов-Давыдов, а за работу взялись знаменитые инженеры братья Струве — но первый блин вышел комом.

В раннем школьном детстве, в какой-то занимательной книжке, посвящённой Володе Ульянову, я вычитал поразивший меня факт. Город Симбирск-Ульяновск уникален во вселенском масштабе, поскольку построен на берегах двух рек, Волги и Свияги, параллельных друг другу и текущих в диаметрально противоположные стороны: Волга – на юг, Свияга – на север. Симбирск был заложен сразу на двух правых берегах.

В этой двойной «правоте», довелось однажды слышать, кроется обязательный конец исторического Симбирска. Реки интенсивно подмывают именно правый берег, и лет эдак через четыреста тысяч Свияга и Куйбышевское водохранилище окончательно смоют Симбирскую гору… Радует, что на наш век горы хватит, ну и Засвияжью с Заволжьем тоже ничего не грозит!

Симбирск был городом на двух реках – даже на трёх: ещё и речка Симбирка. Но вот парадокс: целые столетия Симбирск страдал от недостатка воды! С колодцами была проблема, а рельеф местности делал затруднительным доставку воды непосредственно в город. Вдобавок волжская вода мало подходила не только для питья, но и многих технических нужд. Из-за быстрого течения вода в Волге была насыщена взвесями и казалась буро-жёлтой, а во времена активного парового судоходства, начавшегося после 1846 года, была обильно «приправлена» нефтью, машинными маслами и прочими отходами человеческой жизнедеятельности.

А ведь вода – это не только питьё и стирка, это ещё и чрезвычайно необходимая нашим предкам пожарная безопасность. Любая повесть о страшных симбирских пожарах включает себя обязательный эпизод о пустых пожарных бочках с водой или о том, как пока их ездили наполнять на Свиягу, всё успело сгореть. Ещё в конце XVII века на северной окраине Симбирска, на речке Симбирке был устроен с противопожарными целями пруд, получивший название Маришка – утверждали, что по имени красавицы-вдовы, будто бы утопившейся в нём от несчастной любви. На деле, видимо, богатая мещанская вдова от своих щедрот обустроила пруд. Однако пожар 1864 года напрочь уничтожил противопожарное гидротехническое сооружение, выжег мост, на который заезжали пожарные бочки, и плотину, отчего пруд мгновенно обмелел.

Вид на Симбирск от пруда Маришка. В середине пруда виден деревянный мосток для въезда и наполнения пожарных бочек. Середина XIX века

Существовал ли выход из подобного положения? Разумеется, и он назывался – водопровод! Нельзя сказать, что это было некое сверхсовременное техническое новшество. Водопроводы сооружались ещё за много столетий до Рождества Христова и после него, например, знаменитые древнеримские акведуки, которые, кое-где, вплоть до наших времён используются по прямому назначению. И в Симбирске за водопровод брались неоднократно, в 1781, 1788, в 1849 годах, причём в последнем случае к сооружению гидротехнического сооружения в губернском городе привлекалось всероссийское водопроводное светило, признанный творец русского водопроводного дела барон Андрей Иванович Дельвиг (1813 – 1887).

Но как пригласили, так потом и завернули обратно: мол, у города нету средств. Может, у города средств действительно не было, но, остроумно замечал Андрей Иванович, в это верилось с трудом «на фоне анекдотической роскоши и мотовства местной знати». Сарказм барона Дельвига понятен, понятна и расчётливость симбирских градских мужей, ведь водопровод требовал реально немалых вложений, определявшихся суммой до 70 тысяч рублей. В общем, надежда на русский «авось», которая катастрофическим образом не прокатила летом 1864 года…

Прокладка водопровода во времена Российской империи

В немалой степени заслуженными лаврами первого водопроводчика симбиряне венчали начальника Симбирской губернии в 1866 – 1868 годах графа Владимира Владимировича Орлова-Давыдова (1837 – 1870). «Благодаря его заботам одна из самых насущных потребностей для Симбирска наконец-таки получила осуществление. — писал классик симбирского краеведения Павел Любимович Мартынов. — Прежде всего был образован отдельный капитал, достаточный для исполнения этого предприятия; в 1867 году отчислено, из сумм государственного казначейства, 35 000 руб. и по Высочайше утвержденному 7 июля 1868 года положению комитета Министров, 40.232 руб. 54 коп., оставшиеся от суммы, пожертвованной для раздачи лицам, пострадавшим в пожар 1864 года, обращены были на устройство водопровода».

Симбирский губернатор граф Владимир Орлов-Давыдов, вдохновлявший и изыскавший средства на строительство первого Симбирского водопровода

Ещё в марте 1867 года губернатор предлагал симбирским купцам брать подряд на устройство водопровода в губернском городе, но смельчаков на невиданную в симбирских пределах техническую задачу не обнаружилось.

Подрядчиков, наконец, отыскали в лице братьев Густава Егоровича (1833 – 1882) и Аманда Егоровича (1835 – 1898) Струве, военных инженеров, дослуживших до генеральских званий, изобретателей, предпринимателей и заводчиков. Братья Струве, особенно Аманд Егорович, были людьми всероссийски знаменитыми. Они основали в Подмосковье знаменитый Коломенский машиностроительный завод, на котором выпускали самые быстрые в Европе паровозы и разные механизмы и агрегаты, связанные с железной дорогой: металлические фермы и конструкции, товарные вагоны и платформы. Завод этот имел право метить свою продукцию государственным гербом, двуглавым орлом, высшим знаком качества в Российской империи.

Аманд Струве проектировал и строил железнодорожные и прочие мосты — например, знаменитые разводные Литейный и Дворцовый мосты в Санкт-Петербурге. За успехи в мостостроении восхищённый император Александр II произвёл капитана Струве сразу в полковники! Но вот в симбирском контексте имена-фамилии братьев Струве звучали скороговоркой, без всякого интереса к их инженерным заслугам, и мы поймём, почему.

Паровозам нужен пар, а, значит, нужна вода, и на Коломенском заводе братья Струве изготовляли всё, что требовалось для водоснабжения железнодорожных станций: баки для водонапорных башен, водоразборные колонки, водопроводные трубы. Определённый опыт в деле водоснабжения у братьев Струве был – но опыт специфический и ограниченный. Берясь за водоснабжение Симбирска, братья открывали для себя новые горизонты – и новые рыночные возможности, если бы дело выгорело: успех – лучшая реклама!

Братья Струве, подрядчики Симбирского водопровода

Водопроводный капитал графа Орлова-Давыдова, между тем, прирастал процентами и новыми вложениями, и к 1869 году составлял солидную сумму в 100 тысяч рублей. Но то, что предложили разборчивым симбирянам братья Струве, казалось, превышало самые смелые ожидания! Заводчики не просили денег – они готовы были взять их у города в долг под рекордные для тех времён 6 % годовых на целых сорок лет. Взамен на всё это время они получали право на эксплуатацию водопровода.

Симбиряне были крайне воодушевлены. От водопровода ожидали чего-то гораздо большего, чем просто потока животворящей влаги и средства предупреждения пожаров, от него ожидали коренного преображения губернского города – Нью-Васюки, ни больше ни меньше! «Большинство нашего общества, зная какие сооружения берет на себя господин Струве в Москве, вполне убеждено, что он нам сделает водопровод, и мы с радостью вверяем свой капитал заимообразно в добрые руки, — заливалась восторгами местная пресса. — В Симбирске будет чистая, здоровая вода! Просто не верится, неужели мы доживем до такой радостной минуты? И, конечно, всегда с признательностью будем вспоминать заботы нашего губернатора графа Орлова-Давыдова.

Будем ждать и надеяться, что наш город, расположенный на берегу Волги, а потому имеющий летом дешёвое и покойное сообщение с центрами России, вскоре населится жителями из других городов, и тогда, при дешевизне жизненных потребностей, едва ли найдется другой город, более удобный для семейной жизни небогатых людей». Так называемые «небогатые люди» – это вожделенный «средний класс»; в принципе, это была эпоха, когда было не принято кичиться избытком.

Летом 1869 года договор был заключён. В двухгодичный срок братья Струве обязывались построить на берегу реки Свияги, в створе Покровской (ныне Льва Толстого) улицы, каменный водозабор с очистным фильтром и двумя паровыми машинами по 20 лошадиных сил для передачи воды по трубам в главный резервуар, для размещения которого должны были построить водонапорную башню в районе Соборной площади, на одной из самых высоких географических точек города. Братья Струве обязались протянуть по городу 3500 сажен, почти 7,5 километра, шестидюймовых, примерно в 15 сантиметров диаметром, водопроводных труб, обустроив по линии восемь простых водоразборных колодцев, восемь разборных колодцев с пожарными кранами и восемь простых кранов, предназначенных для пожарных случаев. Предусматривалось также обустройство четырёх фонтанов.

Сдача водопровода была намечена на август 1871 года, но отодвинулась на июнь 1872 года. Торжественный молебен на Соборной площади у водонапорной башни высотой в 21,3 метра с резервуаром ёмкостью в 10000 вёдер воды возвестил новую эру в жизни Симбирска – эру водопровода!

Молебен на Соборной площади Симбирска. За несохранившимся Троицким собором видна несохранившаяся Владимирская башня

Впрочем, для начала подрядчики обязались открыть только пожарные краны – в полном смысле слова функционировать Симбирский водопровод начал 21 августа (2 сентября) 1872 года. А уже на другой день, 22 августа специальная городская комиссия признала негодной работу фильтра водозабора, который «не удовлетворяет своему назначению».

Река Свияга в районе водозабора первого водопровода в разлив. Открытка начала XX века

Братья Струве, наверное, действительно были прекрасными мосто- и паровозостроителями – но с водопроводом в Симбирске у них всё конкретно не заладилось. Братьям всегда ставилось в заслугу умение экономить казённые средства – вот и в Симбирске они «сэкономили», сделав водопровод короче на 240 сажен, отчего забор воды из Свияги осуществлялся из не самого подходящего, сильно заиленного, со стоячей водой места.

Симбирский репортёр Аполлон Коринфский так в красках описывал это: «Приёмный колодезь был устроен в пруду городской мельницы, в который во время половодья сносится с городских улиц громадное количество навоза и других нечистот, вследствие чего жителям города приходится иногда пить вместо «чистой и прозрачной» воды какой-то мутный навозный экстракт. Хотя некоторые отцы города и уверяют, что навоз очень полезен для человека, но я всё-таки позволю себе несколько расходиться с ними в мнении относительно этой полезности». Воде «добавляла красок» несовершенная система фильтрации – «простая яма».

Симбиряне роптали, и их вполне можно было понять, ведь за воду они платили ощутительные 20 копеек за 100 вёдер. Хлебать «густой раствор навоза» им приходилось за собственные деньги. Скидка делалась для губернской земской больницы – 17 копеек за сотню вёдер. Зато в случае пожара водой можно было пользоваться совершенно бесплатно.

Город втянулся в бесконечную судебную тяжбу с братьями Струве. Им пеняли негодным фильтром, они отбивались, пеняя городу негодным местом, выделенным им под водозабор. Победа, в конце концов, осталась за Амандом Егоровичем – Густав Егорович скончался в 1882 году – более того, он не остался внакладе, продав водопровод в собственность Симбирска за 159 789 рублей 78 копеек!

Чтобы кардинально улучшить ситуацию с водоснабжением, требовалось вложить ещё 424 299 рублей 38 копеек. «По всей вероятности, ещё не скоро городское население будет праздновать исполнение самой главной части коренного переустройства водопровода – возможность получать чистую свияжскую воду», — итожил XIX век краевед Павел Мартынов…

Впрочем, к чести «детища» братьев Струве надо сказать, что сильно не дотягивая в качестве питьевой воды, водопровод в Симбирске считался почти идеальным в противопожарном отношении, позволяя возродившемуся после пожара 1864 года Симбирску считаться одним из лучших в указанном аспекте среди 56 губернских городов Российской империи.

А главным памятником Симбирского водопровода стала водонапорная башня, фигурирующая на многих старых снимках нашего губернского города и являвшаяся замечательной съёмочной площадкой для других классических фотографий, особенно близ расположенных симбирских соборов.

Водонапорная башня в Симбирске

Занимательно, что башня была жилая, в её нижнем этаже квартировали обслуживавшие башню водопроводчики и их семьи. В 1914 году, в связи со строительством нового водопровода, практическая нужда в водопроводной башне отпала. Объект, как то нередко случается, превратился в «заброшку», мало терпимую в самом центре города, и потому разрушенную в 1930-е годы. Жалко, примечательный был памятник архитектуры – и технической мысли.

Симбиряне прозвали башню Владимирской, в память о губернаторе графе Владимире Орлове-Давыдове, идейно и материально вдохновившем будущую постройку водопровода, хотя и не дожившего до её воплощения в жизнь.

Симбирск в начале XX века. Крайней слева над волжским косогором высится Владимирская водопроводная башня

А вот о строителях водопровода, заводчиках и генералах братьях Струве в Симбирске попытались забыть, как о страшном сне. Кажется, что совершенно напрасно.

Они были первыми – а первый блин нередко выходит громадным комом.

Иван СИВОПЛЯС

Главные темы
Счастье, что есть «Эфес» и «Трехсосенский»! В ЗСО приняли бюджет 2025 года
Группа СОЛЛЕРС взяла средний вес. В Ульяновске запущено новое производство грузовиков
Ремонт мостов, свалки и транспорт: самое важное с прямой линии губернатора Русских
В Ульяновске судят адвоката-обманщика
Училище имени Гоголя снова выставили на торги