28 декабря 2021 года в Спасо-Вознесенском кафедральном соборе Ульяновска состоялось Епархиальное собрание Симбирской епархии, где выступил с докладом правящий архиерей епархии Митрополит Симбирский и Новоспасский Лонгин. Он подчеркнул, что важно при этом вынести для себя и необходимые уроки на будущее, увидеть в себе то, что необходимо исправить.
СТРОИТЕЛЬСТВО
- [...] Я уже говорил, что в строительной сфере епархии вижу большие проблемы. Часто это отсутствие не только проекта, архитектурного контроля, но и какого-то цельного замысла в начале строительства. Многие объекты строились по принципу «как Бог на душу положит» — без участия архитектора, без подготовки проектной документации. Я пытаюсь переломить эту тенденцию [...]
- [...] Вновь приходится говорить и о недолжном внутреннем убранстве храмов. Я не просто прошу — я требую не производить никаких иконописных работ без согласования со мной.
В этом году, как я уже сказал, был освящен храм в честь Рождества Христова в Усть-Урене. Мне пришлось вмешаться на завершающем этапе, когда заканчивалось внутреннее убранство. Пришлось понудить тех, кто строил храм, выбросить все сделанные раньше «художественные» подмалевки, и заменить их, пусть фотографиями, но, по крайней мере, сделанными с нормальных канонических иконописных образов. Еще раз прошу вас не звать никаких «дешевых» иконописцев. Они и «дешевые»-то только в кавычках, а то, что они выдают на горá из под своей кисти, нельзя назвать иконами, как, например, росписи храма в Больших Ключищах, которые делали много лет, но смотреть на них без содрогания просто невозможно.
Поэтому я очень прошу советоваться заранее, чтобы потом не приходилось вмешиваться, заставлять переделывать. Будет обидно и настоятелю, и благотворителю, который дал средства на работы. Везде, где есть дешевая мазня под видом иконописи, нужно ее менять. Пусть это будет фотография с хороших образцов, пусть это будет шелкография — но икона должна быть иконой, а не карикатурой на нее. Потому что иначе это — апофеоз лжи под видом церковного искусства [...]
НЕДВИЖИМОСТЬ
- [...] В Управлении Росреестра по Ульяновской области в 2021 году было зарегистрировано право собственности Симбирской епархии, а также ее канонических подразделений, на 20 объектов недвижимости, право безвозмездного пользования на 4 объекта недвижимости. До настоящего времени не оформлены более половины объектов недвижимости (здания храмов, земельные участки, вспомогательные строения и др.): это 98 объектов из 154.
Одним из важных вопросов в 2021 году стал возврат имущества религиозного назначения из собственности физических лиц. Сейчас в частной собственности находятся около 10 религиозных объектов. Симбирской епархией инициировано оформление права муниципальной собственности, с последующей передачей в собственность на 5 объектов недвижимости.
В 2021 году проводилась работа с органами исполнительной власти и собственниками относительно возврата имущества религиозного назначения (в рамках Федерального закона 327 «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»). Речь идет о возвращении Церкви здания бывшего Симбирского духовного училища, построенного в 1891-1893 гг., где сейчас располагается медицинский факультет УлГУ, и дома причта Всехсвятской церкви, 1896 года постройки, расположенного по адресу: ул. Крымова, д. 67А.
Ведется работа с Управлением по охране памятников истории и культуры Ульяновской области по вопросам переоформления охранных обязательств на объекты религиозного назначения, которые имеют статус объекта культурного наследия. Проводится уточнение предметов охраны таких объектов, принадлежащих Симбирской епархии, а также разработка охранных зон вокруг них.
ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ
- [...] К сожалению, вынужден отметить, что во многих храмах епархии, несмотря на мои замечания и решения епархиального совета, сохраняется небрежное отношение в самому главному делу священника — богослужению [...] Я вижу, что по какой-то неведомой причине в епархии нет должного отношения к престольным праздникам храмов, к местным святым и святыням. А если духовенство не считает эти праздники заслуживающими внимания — то и прихожане ничего о них не знают и не относятся к ним как церковному торжеству.
[...] Выяснилось, что некоторые батюшки приучили своих сельских прихожан ходить в храм сугубо в определенные дни, когда удобно самому батюшке. И тем самым — отучили от нормального, осознанного следования за церковным календарем, каждый период которого имеет глубокий христианский смысл.
[...] Совершенно неправильно приезжать на приписные приходы только с какими-то требами: освятить вербу, куличи, собрать записки… Выясняю, что священник не служит ни литургии, ни обедницы, — а просто причащает тех, кто пришел. Еще раз напоминаю: поездки священника в приписные храмы должны совершаться не для того, чтобы продать там свечки и собрать записки. Надо по возможности совершить литургию или обедницу, обязательно говорить с людьми о Христе, о Церкви, ответить на их вопросы, помолиться вместе с ними, помянуть их усопших родственников, помочь им подготовиться к Причастию. Это должна быть настоящая пастырская работа.
К сожалению, сохраняются некоторые проблемы с исполнительской дисциплиной. Там, где благочинные не исполняют своих обязанностей, — будет производиться замена. То же самое могу сказать в отношении настоятелей храмов. Настоятель — это не просто человек, которому посчастливилось стать «хозяином» того или иного храма. У настоятеля есть множество ответственных обязанностей, в том числе, перед гражданскими инстанциями. Таких же, как у любого человека, возглавляющего юридическое лицо, — неважно, коммерческая это организация или некоммерческая. Настоятель должен постоянно заниматься своим храмом во всех отношениях [...]
В этом году ревизионной комиссией епархии было проведено несколько проверок. К сожалению, впечатление от них печальное. И вы наверное, заметили, что по результатам ревизий одни настоятели снимаются с должности, другим объявляются выговоры, которые по сути являются последним предупреждением.
РАБОТА ХРАМОВ
- И очень важная проблема: большинство сельских и районных храмов открываются только на богослужение. Остальное время храм закрыт. Это неправильно. Во всех районных центрах храмы должны быть открыты ежедневно хотя бы с 8 до 14, если нет богослужения. В дни богослужений время работы храма увеличивается [...] Даже городские храмы бывают закрыты днем, это никуда не годится.
ТОРГОВЛЯ
- Продолжалась в этом году работа по ликвидации лавочной торговли. Я уже говорил, что одним из моих самых ярких и неприятных первых впечатлений было чудовищное количество церковных лавок в магазинах Ульяновска [...]
В лавках, которые принадлежали Богоявленскому храму с. Арское, шла самая настоящая пропаганда. Людям говорили, что тот, кто хочет спастись, обязательно должен ехать в Арское, что ни в какие другие храмы ходить нельзя — там все неправильно, что исповедь совершается только в Арском, и так далее. Так нельзя делать. Тем более, нельзя никогда зазывать людей к себе, оговаривая при этом другие храмы и священников.
Кстати, скажу о совершенно неоправданной практике так называемых общих исповедей в Богоявленском храме с. Арское. Можно было понять святого Иоанна Кронштадтского, который проводил общую исповедь в Андреевском соборе Кронштадта, где собиралось от трех до пяти тысяч человек, — потому что даже десяток священников не мог бы поисповедовать такое количество народа. Или вспомнить общую исповедь в советские годы, когда один-два священника сбивались с ног, исповедуя на Страстной неделе тысячи людей, собиравшихся в единственный храм города. Но эта практика осталась далеко в прошлом. Зачем проводить «общую исповедь» там, где собралось тридцать-пятьдесят человек и при этом длить ее полтора-два часа? Это совершенно неоправданно.
Я прошу вас, уважаемые отцы, исправить ошибки, о которых я сегодня сказал. Это нормальная рабочая дисциплина, которая существует и в миру — но тем более она должна быть и в Церкви, потому что мы призваны к совместному служению [...]