Вице-президент Ассоциации киокусинкай Ульяновской области Василий Салманов пришел в этот спорт в детстве и считает его удачным сочетанием физической и умственной работы. И уточняет, что это не столько спорт и разновидность каратэ, сколько особая философия, проповедующая гармонию и рассудительность. Как в этой системе укладывается жёсткий бой, почему «трудных» детей можно победить только любовью и как киокусинкай помогает взглянуть другими глазами на собственную дочь — в интервью 73online.
— Почему киокусинкай? Кстати, как правильно — кекушинкай или киокусинкай?
— Если следовать «букве закона», то как вид спорта он называется киокусинкай, а по-японски — кекушин. В 8 лет родители привели меня в секцию, мне понравился этот вид единоборств, я и остался. Потом стал параллельно заниматься хоккеем, но в 15 лет встал перед выбором — полноценно заниматься и тем, и тем, у меня бы не получилось. Киокусинкай победил.
— В чем особенность киокусинкай?
— В его благородстве и спокойствии — каратэ, в целом, отличается именно этими чертами. Конечно, в любом виде спорта важны хладнокровие и умение трезво, без эмоций, оценить ситуацию, но киокусинкай в основе своей учит рассудительности, терпению и гармонии. Это больше боевое искусство, чем спорт — соблюдается определенная ритуалистика, присутствует своя философия. Благодаря этому заниматься киокусинкай можно в любом возрасте — самому взрослому ученику в Ульяновске, например, 72 года.
— А применимо это искусство в обычной жизни?
— Вообще надо понимать: ты можешь быть супер-спортсменом, но это не значит, что в каких-то жизненных ситуациях стоит применять физическую силу и сворачивать всем носы. В первую очередь, киокусинкай учит именно этому.
— Но если на улице хулиганы пристанут, каратист сможет постоять за себя?
— Сможет, конечно. Киокусинкай переводится как «общество искателей абсолютной истины». Истина в том, чтобы усовершенствовать каратэ как единоборство, не только с точки зрения силы, но и духовно. Но одно другому не мешает.
— Киокусинкай считается самым жёстким видом каратэ. В чем жёсткость?
— В том, что у мужчин на татами минимальное количество защиты и в том, что удары наносятся в полный контакт. Разрешены удары голым кулаком в корпус, из запрещенных приемов — только удар в лицо.
— Так если не бить в лицо, как свернуть хулигану нос?
— Недавно как раз обсуждали эту тему с моим другом Владимиром Минеевым — известным бойцом ММА. Ведь ударить человека в лицо — это психологически очень тяжелый шаг! Поэтому до 15 лет каратэ можно назвать идеальным спортом для ребёнка — сохраняет голову в порядке, учит выдержке. Каратэ — это фундамент для спорта, который учит основополагающим вещам. А ударить в нос со временем можно научиться, освоив куда более важные приемы. К тому же, от грудной клетки до лица — всего 5-7 см.
— Не ошибусь, если скажу, что в Ульяновске киокусинкай не слишком развит?
— Ошибетесь. В нашем клубе «Профи» насчитывается порядке 500 учеников, 5 действующих тренеров — это солидная для Ульяновска цифра. Порядка 2000 человек входят в Ассоциацию киокусинкай по Ульяновской области — это один из самых больших клубов в регионе.
— В чем видите развитие единоборства?
— Сейчас у нас создана автономная некоммерческая организация и готовы участвовать в грантах, какое-то время сотрудничали с Центром изучения японского языка — провели несколько мероприятий совместных. Наверное, в сотрудничестве и в привлечении финансов мне и видится будущее развитие.
— Вы действующий тренер. Каких успехов добились ваши ученики?
— Наши ученики каждый месяц выезжают на соревнования — недавно поняли, что выходные нас ждут только в апреле! Из самых ярких достижений — это, пожалуй, Ильназ Шагиахмедов, который в 2017 году стал Чемпионом мира и Пичугин Кирилл, который стал серебряным призером Чемпионата мира.
— А какой момент вашей спортивной карьеры запомнился вам больше всего?
— Победа в Чемпионате Европы в абсолютной весовой категории в 2007 году в Берлине.
— Как изменился киокусинкай за последние 20 лет, что нового произошло?
— Киокусинкай изменился в плане правил и уровня спортсменов. В моей юности образование тренеров ограничивалось, грубо говоря, несколькими годами самостоятельного изучения единоборства, базовыми навыками. Научился по-японски считать до 10, и слава Богу! Сейчас у тренера есть возможность более глубоко изучить киокусинкай, повышать своё образование и квалификацию, посетить Японию, чтобы прочувствовать эту философию. Я сам участвовал в Чемпионате Японии в абсолютной весовой категории — это такая общая категория для всех желающих, хоть для спортсмена весом в 100 кг, хоть в 50 кг. На этом чемпионате среди 200 участников я занял 5-е место.
— Вы со своими учениками ведёте себя мягче, чем вёл себя с вами тренер?
— Сейчас, как я уже сказал, используется методически другой подход — это раз. Во-вторых, система наказаний изменилась. Сейчас никто в качестве наказания не будет на тренировке бить ребёнка палкой или поясом — используется наказание в виде физической нагрузки или беседы. Достучаться до детей «без рук» — наша установка. Самое важное, что я понял за годы работы тренером: человек всегда чувствует отношение к себе. Если ты к ребенку относишься с любовью и уважением, он это обязательно поймет. Любовь, строгость, адекватная дисциплина — от такого подхода каждый ребёнок растает, даже самый сложный. Просто для этого нужно чуть больше времени.
Мы стараемся создать в клубе дружную атмосферу, ведь изначально его идея — сплочение людей. Ездим в спортивные лагеря, проводим общие массовые мероприятия — например, летом устраиваем праздник в парке 40-летия — набирается около 150 человек, все общаются, знакомятся.
— В каком спорте видите своих дочерей?
— Старшая занимается киокусинкай, младшая выбрала плавание. Кстати, на старшую я не влиял, совершенно не видел её в каратэ — она вся такая девочка-девочка — дочка выбрала это направление сама! Признаюсь честно, увидел своего ребёнка другими глазами — не думал, что она проявит столько выдержки, силы и упорства.
— На что-то, кроме каратэ, время остается?
— Практически нет — я ещё занимаюсь дверным бизнесом, поэтому всё моё время — спорт и предпринимательство. Кстати, именно бизнес помог мне взглянуть другими глазами на развитие киокусинкай — появились мысли о более грамотном его продвижении, о том, как привлечь в него больше людей. И это принесло свои плоды — я знаю, как продавать свой продукт, какие маркетинговые шаги помогут существенному приросту. Но и увидел контраст в контингенте — спорт есть спорт, здесь нет места обману и двойным смыслам. В бизнесе всё, конечно, иначе.
— Поделитесь своими спортивными планами.
— В конце февраля принимаем участие в Первенстве ПФО в Башкортостане, Всероссийских соревнованиях «Кубок Кубани» и межрегиональном турнире в Москве. И самое ключевое, к чему мы идем весь спортивный сезон — с 15 по 17 апреля едем в Ереван на Первенство Европы — несколько ребят попали на это соревнование, мы в них очень верим и усиленно к нему готовимся.