Этой осенью АНО "Центр стратегических исследований" подготовил масштабный аналитический доклад о местном образовании, который руководитель центра Олег Асмус представил губернатору на одном из аппаратных совещаний.
В докладе Асмуса указано, что в Ульяновской области доля работников со средним профессиональным образованием составляет 44,3%, с высшим образованием - 28,7%, (в РФ - 45% и 33% соответственно). Квалификационный уровень занятого населения области невысок: доля занятых, имеющих только среднее общее образование (11 классов), – 23,4%.
- Сравнение структуры занятых со структурой приёма в вузы и ссузы позволило выявить дисбаланс (дефицит в подготовке кадров) в обрабатывающих производствах, торговле, строительстве, то есть приоритетных для развития региона отраслях. Система образования способна в полной мере замещать выбытие работников (при условии трудоустройства выпускников по специальности) на сельхозпредприятиях, в организациях добывающей отрасли, гостиницах и организациях общественного питания, организациях, осуществляющих деятельность в области информации и связи, культуры, спорта, в сфере транспорта. Вызывает опасение подготовка кадров для обрабатывающих производств, торговли, ЖКХ, образования и здравоохранения. В среднем на покрытие образовавшихся в связи с увольнением работников вакансий требуется 5-25% выпускников. Выпуск по ВЭД «обрабатывающие производства», «торговля», «водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов», «образование» и «здравоохранение» способен покрыть вакансии только на 6-18%, - говорится в докладе.
Согласно прогнозу на ближайшие 15 лет, спрос на кадры в обрабатывающих производствах, ИТ-сфере и социальной сфере (образование, здравоохранение) останется неизменным, количественное снижение прогнозируется в строительстве и сельском хозяйстве. Таким образом, ряд изменений в сфере образования соответствует изменениям потребности в кадрах (сельское хозяйство, строительство, связь, энергетика), чего нельзя сказать о здравоохранении (сокращение КЦП при выросшей вдвое за последние 10 лет потребности в кадрах), добывающей отрасли (количество вакансий увеличилось в восемь раз за 10 лет), культуры и спорта (потребность выросла на 26%, а количество бюджетных мест сократилось в два раза).
Ссузы
Подготовка кадров в ссузах осуществляется по 19 профессиям и 74 специальностям. Наиболее распространённые из них: «повар, кондитер», «сварщик», «информационные системы и программирование», «механизация сельского хозяйства» и «сестринское дело». Систему среднего профессионального образования нельзя назвать статичной. За четыре года введено дополнительно девять профессий и 26 специальностей, упразднено 20 специальностей (экономика и бухучёт, экономика, банковское дело, товароведение и экспертиза качества потребительских товаров и др.). Однако ряд изменений происходит в разрез с тенденциями развития экономики и формированием спроса на кадры. Ввиду недобора абитуриентов и реорганизацией образовательных организаций сокращены контрольные цифры приёма (КЦП) по восьми профессиям в сфере строительства, обрабатывающих производств (мастер общестроительных работ, станочник, слесарь КИПиА и др.), значительно сократились КЦП по специальностям «сестринское дело», «механизация сельского хозяйства», «технология машиностроения» (при дефиците кадров).
В 16 из 24 муниципальных образований осуществляют деятельность колледжи и техникумы. Как правило, их студентами являются жители данного или соседних муниципалитетов, то есть техникум или колледж является основным центром подготовки кадров для близлежащей территории. Анализ показал, что многие специальности (профессии), по которым осуществляется образовательная деятельность в ссузах, не соответствуют приоритетам развития муниципальных образований, в которых они расположены. Так, подготовка кадров для сферы торговли осуществляется только в Ульяновске, для энергетики – в Ульяновске и Димитровграде. Это явно недостаточно для региона. «Южный куст» практически «оголён» в плане подготовки рабочих строительной отрасли. Ссузы, готовящие кадры для строительной отрасли, довольно удалены (Ульяновск, Димитровград) и не все располагают общежитиями. Весьма затруднительно обеспечение обрабатывающих производств Цильнинского и Новомалыклинского районов. Маловероятно, что ребята, обучающиеся, к примеру, на станочника, технолога деревообработки или монтажника промышленного оборудования в Ульяновске или Димитровграде, вернутся после обучения в родные районы. Подготовка специалистов среднего звена и рабочих кадров для добывающей промышленности в регионе вообще не осуществляется.
Вузы
Наиболее распространённые направления подготовки, на которые приходится 60% контрольных цифр приёма: «экономика и управление», «образование и педагогика», «юриспруденция», «сельское, лесное и рыбное хозяйство», «информатика и вычислительная техника», «клиническая медицина (лечебное дело, педиатрия)». Мы видим, что сокращение количества бюджетных мест на гуманитарные специальности (экономика, юриспруденция, менеджмент) не смещает крен в пользу реального сектора экономики. В 2019 году большая часть абитуриентов (бакалавриат + специалитет) - 22% - поступают на экономику и управление и юриспруденцию. А доля бюджетных мест на них составляет лишь 2%. Люди продолжают платить за направления подготовки, избыточные не только на региональном, но и российском рынке труда. И отчасти это связано со стоимостью обучения. Главной проблемой доступности высшего образования, по словам получателей услуг, является малая доля бюджетных мест (35%) и высокая стоимость обучения (89,5 тысяч рублей в год; для сравнения: авиастроение – 151,5 тысяч рублей в год).
Для оценки обеспеченности муниципальных образований квалифицированными кадрами аналитики сравнили выпуск (по месту проживания выпускника) с приоритетными отраслями муниципалитетов. В очередной раз подтвердился вывод о том, что система высшего образования не занимается вопросами кадрового обеспечения даже приоритетных отраслей! Целевой набор не соответствует потребностям развития территорий, а студенты, обучающиеся в рамках целевого обучения, не сопровождаются ни органом местного самоуправления, ни потенциальными работодателями. Без притока кадров в обрабатывающие производства остался Новоульяновск, ни одного специалиста в сфере торговли не получили Базарносызганский и Николаевский районы, лишены притока молодых специалистов в добывающую отрасль Майнский, Мелекесский, Сенгилеевский и Старокулаткинский районы.
Анализ ульяновских вузов:
УлГУ. Сравнение «классических» вузов (сравнивались характеристики вузов Ульяновской, Самарской, Пензенской областей, республик Татарстан и Мордовия - прим. ред.) показало, что «слабым» звеном УлГУ является состояние материально-технической базы, при этом опорный вуз отличает сильный профессорско-преподавательский состав и самая низкая стоимость обучения.
УлГАУ. Конкурентными преимуществами УлГАУ являются территория, обеспеченность зданиями, общежитиями, при этом вуз значительно уступает по количеству и стоимости оборудования, имеет низкие показатели трудоустройства выпускников и практически не востребован среди абитуриентов Ульяновской области.
УлГПУ. Имеет больше конкурентных преимуществ по большинству показателей (перечень специальностей, численность обучающихся, численность профессорско-преподавательского состава, число остепенённых преподавателей, площадь зданий, количество бюджетных мест). Конкурс на место и средний балл ЕГЭ в вузе довольно высоки (то есть сложно поступить). Минусы: низкий размер академической стипендии и высокая стоимость обучения по ряду направлений подготовки.
Реформа профобразования
Аналитический доклад АНО "Центр стратегических исследований" станет базой для серьезной реформы системы профобразования Ульяновской области. Об этом на прошедшем на минувшей неделе совещании правительства рассказала министр образования и науки Наталья Семенова:
- 10-11 декабря в Москве прошел конгресс по вопросам развития профессионального образования, федеральным советом нам была представлена возможность реализовать весь пакет инициатив, предложенных губернатором, направленных на то, чтобы максимально приблизить систему профобразования к кадровым потребностям местных фирм и предприятий. Таким образом Ульяновская область станет пилотным российским регионом по реформе образования в стране. Вся система профобразования будет выведена из-под контроля министерства и приближена к нынешнему агентству, а в будущем, я полагаю, управлению по развитию человеческого потенциала и трудовых ресурсов. Также в него войдет центр опережающей профессиональной подготовки. У нас на территории некоторых муниципальных образований есть техникумы и колледжи, которые по 40 лет не меняли программу подготовки. В результате получается так, что, например, есть хорошая уважаемая профессия "кулинар", по которой ульяновские ссузы выпускают столько ребят и девушек, сколько регионом никогда востребовано не будет. У нас очень долгое время рассматривали профобразование прежде всего как социальный фактор. Он, безусловно, важен, но акценты надо смещать. Главная задача профобразования - это подготовка квалифицированных кадров для местной экономики. Для того, чтобы направлять систему образования в этом ключе, в области будет открыто четыре центра компетенций. При их создании и в работе мы используем аналитические данные, представленные в докладе Олега Асмуса.
Александр Стрельцов