Ульяновский бизнес наращивает обороты торговли на маркетплейсах: в прошлом году фиксировался почти двукратный рост продаж. Выдержать конкуренцию способны не все: тем, кто не поймал «волну», приходится покидать e-commerce. С какими проблемами сталкиваются продавцы и что им может помочь, 73online.ru разбирался вместе с селлерами и экспертами.
Душат ли маркетплейсы продавцовГайнетдинов объясняет бурный рост маркетплейсов их удобством для продавцов с небольшими возможностями и опытом. По данным T-Bank eCommerce, для 81% селлеров маркетплейсы — первый опыт в бизнесе.
Консультант с пятилетним опытом по развитию селлеров на маркетплейсах Татьяна Бражникова описала самые выгодные товары, с которыми заходят на площадки, — это лёгкие по весу вещи по цене от 2 тыс. рублей. К этой категории можно отнести гаджеты, товары для дома, различные приспособления.
А самый невыгодный товар — тяжёлый и дешёвый. Он приносит относительно небольшую прибыль. К таким относится, например, наполнитель для кошачьих лотков или вода в пятилитровых ёмкостях по 200 рублей.
Бражникова называет идеальным сценарий, когда товар даёт прибыли от 24 до 50%.
Что выгодно продавать на маркетплейсахСами продавцы по-разному оценивают своё сотрудничество с онлайн-площадками.
Менеджер по работе с маркетплейсами Кристина Климук отметила, что переход на электронные площадки стал для её фирмы вынужденной мерой, так как онлайн-витрины аккумулируют значительно больше покупателей, чем фирменные интернет-магазины и торговые точки с реальными адресами. Предприниматель, на которого трудится Климук, продаёт детские машины-кровати и диваны, собирается расширять ассортимент.
Представитель ООО «Снабсервис», торгующего аккумуляторами в онлайн- и офлайн-форматах, отмечает, что виртуальная площадка помогла привлечь такую аудиторию, которую обычный магазин собирал бы годами.
Руслан Гайнетдинов подчеркнул, что производители часто используют маркетплейс не для продаж, а для рекламы.
Расходы продавцов на маркетплейсахГоворя об ужесточении условий для селлеров, глава центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов подчеркнул, что маркетплейс — это коммерческая структура, работу которой регулирует рынок, и она должна зарабатывать за счёт продавцов.
Проблемы селлеровКроме высоких комиссий, предприниматели жалуются на контрафакт и подделки, в том числе на ведущих маркетплейсах. По данным бюро патентов «Изибренд», за первый квартал 2024 года Федеральная антимонопольная служба заблокировала на маркетплейсах больше 2 млн товарных карточек с контрафактом. И здесь требуется регулирование законодательства на федеральном уровне.
Представитель Wildberries Дмитрий Борщевский сообщил изданию «КоммерсантЪ» о запуске сервиса, который позволяет официальным представителям брендов подтвердить свои права и усилить контроль за ним. Также на Wildberries действует сервис «Цифровой арбитраж». Он позволяет владельцам брендов напрямую связываться с продавцами и проверять документы на товар. Wildberries связан с реестрами Роспатента и проверяет данные правообладателя через реестр держателей товарных знаков ведомства. Нарушителей ждут ощутимые штрафы.
Проблема с перебиванием цен китайцами актуальна не только для ульяновцев, но и по всей стране.
— Вопрос связан с защитой отечественного производителя. Надо уточнять с коллегами из Минпромторга, какой объём товаров может через маркетплейсы заказывать физлицо беспошлинно, — говорит господин Гайнетдинов.
Сервис аналитики маркетплейсов LikeStats отмечает, что электронные площадки регулярно дополняют соглашения с селлерами условиями, которые призваны сократить количество товаров, реализуемых по «серым» схемам — требуют разрешительные документы, штрафуют, ограничивают вес и стоимость покупки.
Опрошенные редакцией селлеры со стороны маркетплейсов выделили проблему с логистикой. Продавцу трудно в случае утери товара доказать, что он положил правильно весь нужный заказ. Есть сложности с недобросовестными клиентами, которые крадут товар, портят его. В «Снабсервисе» считают, что с этим можно бороться, если продукция будет аккуратно и по правилам упакована и промаркирована, а сам процесс отправки зафиксирован на видео.
Для предпринимателей бывает проблематичным общение с маркетплейсами, которое происходит преимущественно через ботов.
Есть навязывание рекламы. Площадка не будет показывать товары без дополнительных вливаний от продавца. Иногда маркетплейс автоматически включает товар в акцию, и селлеру приходится отдавать вещь по цене дешевле её себестоимости. Компания Wildberries при этом сообщает, что продавцы, использующие рекламные инструменты, могут увеличить свои продажи на 15-50% и оправдать расходы на продвижение.
Селлер Максим Масев, продающий носки в подарочной упаковке и автозапчасти, отметил, что ему не приходится платить за рекламу, с тех пор, как товар набрал положительные отзывы покупателей. Консультант Татьяна Бражникова объясняет такое стечение обстоятельств грамотным подбором товара и хорошей работой над карточками.Как не платить за рекламуЕсть внутренние проблемы самого селлера: когда надо устранить кассовые разрывы, создав финансовую подушку, внедрить сервисы, вроде MPSTATS и Moneyplace вместо Excel, чтобы решить проблемы с учётом. В помощь предпринимателям центр «Мой бизнес» регулярно организует обучение работе на маркетплейсах.
Эксперты и селлеры вывели целый хит-парад промашек, которые мешают заработать.
Максим Масев считает, что главная ошибка − неверно выбрать товар:
— Нужно очень тщательно подойти к этому вопросу, изучить статистику, воспользоваться специальными сервисами аналитики. Нужно пользоваться базой знаний, изучить штрафы и надбавки маркетплейса за какие-либо действия.
Татьяна Бражникова говорит, что самая неприятная ошибка — это некачественно завести товарные карточки и не потрудиться над тем, чтобы представить все конкурентные преимущества в выгодном свете.
И вторая фатальная ошибка — это заходить сразу с очень низкой ценой и дальше не иметь возможности участвовать в бесплатных инструментах маркетплейса и в акциях.
— Это логика оптовика: сейчас я привлеку к себе аудиторию, получу некое количество обратной связи, отзывов, а дальше буду повышать цену. Но маркетплейс так не сработает. Когда селлер поднимает цены, маркетплейс весьма агрессивно реагирует на это и роняет карточку в поиске, — пояснила эксперт.
Кристина Климук считает непозволительной невнимательность в чтении условий, которые потом «неожиданно вылезают».
Хит-парад ошибок селлеров на маркетплейсах Что будет с маркетплейсами и продавцамиЭксперты предсказывают рост продаж через маркетплейсы, увеличение ассортимента на электронных витринах и появление новых проблем у продавцов.
— Буквально пять лет назад объём продаж ульяновских предпринимателей на маркетплейсах составлял 500 млн рублей, сегодня — это 30 млрд рублей, что составляет примерно 10% от розничной торговли. Этот показатель будет расти, как и рынок, — говорит Гайнетдинов.
Комиссии же, по его мнению, достигли своих исторических пределов.
Татьяна Бражникова считает, что продолжится укрупнение продавцов. Укрепят своё положение те, кто имеет хорошую репутацию, большие финансовые обороты и возможность вкладываться в расширение линеек. А мелкие продавцы, кроме тех, кто выходит с трендовыми, сезонными и эксклюзивными товарами, будут чувствовать себя всё хуже.
Поддержку можно получить от государства, от опытных коллег.
Татьяна Бражникова советует в 2025 году потратить свои временные и финансовые ресурсы на то, чтобы найти эксклюзивную нишу.
— Лучше провести исследование дефицита, потому что сейчас е-commerce надо поставлять не то, что тебе хочется, а то, что нужно потребителям. И маркетплейсы эту аналитику дают. Надо подобрать удачный товар, исследовать ценовые сегменты, спрогнозировать сценарий развития магазина и товара, и тогда всё будет хорошо.
Руслан Гайнетдинов напомнил, что особое внимание уделяют коммуникациям с иностранными маркетплейсами – налажено сотрудничество с казахской и узбекской площадками, с «Ла Мода».
— На многих маркетплейсах, допустим на «Озоне», есть наши региональные витрины, — отметил Гайнетдинов.
Что может помочь продавцам на электронных площадкахФото: 73online.ru, предоставлены спикерами, industrytv.ru