Эксперты из Британской высшей школы дизайна назвали главные тренды в сфере моды. Редакция 73online.ru выяснила у ульяновских производителей одежды и деятелей из этой сферы, как они относятся к последним веяниям, среди которых курс на экологичность, инклюзивность, интерактивность и использование искусственного интеллекта.
Директор регионального центра «Мой бизнес» Руслан Гайнетдинов сообщил, что в Ульяновской области насчитывается более 150 малых и крупных предприятий лёгкой промышленности. Продукцию местных брендов Kuzina, Kurkuma, by Chris и других можно видеть на витринах мультибрендового бутика «Наши в космосе» в Москве на Красной Пресне. Планируется освоение других площадок.
Экологичность — это натуральные ткани и «долгоиграющий» дизайнПервым британские специалисты назвали тренд на экологичность. Ежегодно в мире производится до 150 млрд единиц одежды, примерно 40% которых выкидывают. Дизайнеры таких брендов, как Stella McCartney, Miu Miu, Coach, Balenciaga используют переработанную одежду и экспериментируют с биоразлагаемыми материалами.
Дизайнер ульяновской швейной фабрики «Бостон» Веста Белова рассказала, что известный в стране производитель наладил безотходное производство.
− Все остатки бумаги, полиэтилена и ткани мы собираем, сортируем, упаковываем и сдаём на вторичную переработку.
Создатель бренда Kuzina Ирина Малова под экологичностью понимает производство одежды из натуральных тканей и минимизацию отходов.
− Мелкие детали и обрезки перешиваем на подарки в виде сердечек для клиентов. Мы также ввели мастер-класс для детей, и остатки тканей отдаём, чтобы ребята учились на этих тканях. Совсем мелкие кусочки сдаём на переработку.
Ульяновский дизайнер одежды Светлана Семененко, которая сейчас сотрудничает с брендом MIRYX, рассказала, что для неё забота об экологии выражается в использовании тканей с натуральными волокнами и изготовлении моделей для долговременного использования.
Стилист-имиджмейкер Анна Киселёва уделяет внимание экологичности изделий при подборе вещей для клиенток, хотя последние не делают упор на этот тренд:
− Я создаю универсальные гардеробы, где почти всё сочетается между собой и из минимального набора вещей получается максимальное количество образов.
Аналитики используют искусственный интеллект для анализа поведения потребителей и прогнозирования трендов, собирают с его помощью данные о локальных инфлюенсерах и продажах. Нейросети помогают с визуализацией идеи и генерацией концепций для новых коллекций.
Солидное ульяновское производство планомерно использует плоды прогресса. Фабрика «Бостон» применяет программное обеспечение «Графис». Как рассказала дизайнер, оно сочетает в себе творчество и интеллект, позволяет реализовывать различные проекты и постоянно развиваться.
− Сокращается время на разработку лекал, и повышается качество работы. Выполняется автоматическая градация лекал по размерным признакам. Происходит раскладка лекал, с помощью которой производится оптимальный расход ткани. «Графис» позволяет обмениваться данными и подключаться к современным раскройным комплексам, − уточнила специалист и отметила, что швейные цеха предприятия оснащены машинками-автоматами, которые способны самостоятельно выполнять широкий спектр операций.
Ирина Малова сообщила, что её команда пользуется искусственным интеллектом для написания статей в социальных сетях. Также бренд Kuzina применяет бот для продаж. Светлана Семененко экспериментирует с расцветками в нейросети «Шедеврум» от «Яндекса».
Известный в Ульяновске специалист по нейросетям Николай Жиляков заявляет, что современные приложения вполне способны создавать настоящие коллекции одежды. Сейчас команда Жилякова отрабатывает заявку на создание паттерна на ткань для коллекции детской одежды.
Лучшей графической нейросетью Николай назвал Midjourney, которая помогла команде специалиста одеть в стиле известных дизайнеров принцессу Лею из «Звёздных войн» и пирата.
− Каждый раз нейросеть чётко передавала харизму, эмоции, настроение брендов, − отмечает Николай.
Он отметил, что ульяновские дизайнеры часто обращаются за консультациями, и им рекомендуют применять подходящие продукты. Курсы по нейросетям в Ульяновске доступны, в том числе бесплатно, для предпринимателей, самозанятых.
− Мне бы хотелось, чтобы предприниматели Ульяновска были более конкурентоспособны, опытны и соответствовали модным тенденциям, − заявил Николай Жиляков. − Использование нейросетей – это новая норма. Нейросеть может рисовать лучше, чем человек, и мы должны пользоваться этим ускорением.
Инклюзивность — не тренд, а традицияВ 2023 году Victoria's Secret и Pink представили адаптивные коллекции белья. В Британской высшей школе дизайна студенты учатся создавать вещи для людей с ограниченными возможностями здоровья. Как утверждает РБК, в России рынок инклюзивной одежды не сформирован, а потребность в ней есть.
По данным Ульяновскстата, в 2017 году в регионе проживали порядка 120 тысяч людей с ОВЗ, в 2021 году – 113 тысяч, в 2023 году – почти 104 тысячи.
На фабрике «Бостон» рассказали, что серийный выпуск вещей для людей с инвалидностью не осуществляют, но индивидуальные заказы на пошив такой одежды принимаются. Предприятие ведёт социально ответственный бизнес. На фабрике работают инвалиды по слуху с профессиональным швейным образованием.
Ульяновские дизайнеры не раз создавали модные коллекции для особенных клиентов. Светлана Семененко, Армине Арамян, Ирина Малова — авторы нарядов для сообщества инвалидов «Властелины колёс».
Театр моды при организации появился в 2014 году. Сейчас в проекте задействованы пять человек. Для маломобильных девушек ульяновские дизайнеры создали семь коллекций одежды, которые периодически демонстрируются на различных мероприятиях.
Директор АНО «Агентство социально-культурных проектов» Марина Казакова рассказала, что существует проект «Вакцина от депрессии». Участницы театра моды планируют посещать госпитали и демонстрировать там одежду, чтобы поддержать раненых бойцов.
Ирина Малова активно сотрудничает с «Властелинами колёс», проводя ежегодные показы в поддержку Всероссийской общественной организации родителей детей-инвалидов.
− Когда бренд был представлен на неделе моды в Москве на Манежной площади 3 марта 2024 года, наши вещи демонстрировали две девочки с синдромом Дауна. Мы получили широкую поддержку зарубежных СМИ, которые осветили этот показ, − отметила Малова.
Иммерсивность и интерактивность не подходят ульяновским дизайнерамТехнологии полного или частичного погружения в виртуальный мир становятся частью модной индустрии. Balenciaga в 2021 году демонстрировали зимнюю коллекцию, имитируя видеоигру. Zara сделала приложение с дополненной реальностью для примерки одежды.
Режиссёр модных перфомансов Кристина Лебедева создавала концепции для Ульяновской недели моды, основала собственный фестиваль моды «Арт-Волга», участвовала в модном шоу на улице Федерации. На последней неделе моды она стала приглашённым режиссёром и поставила смелое и необычное шоу на парковке. Эксперт в сфере фэшн-шоу считает, что в Ульяновске и для местных брендов новейшие элементы шоу невостребованные.
− В том году был тренд на NFT − люди скупали эксклюзивные «вещички» брендов. Но я не думаю, что владение этими «нфтишками» даст какую-то духовную составляющую человеку. Для ульяновского дизайнера будет странно уходить в 3D или что-то около того, ведь нужно сделать мировое имя для начала, − считает Кристина.
Ближайшее событие от Лебедевой — это фестиваль «Арт Волга». Он пройдёт 25-26 января и будет посвящён сотрудничеству с УлГПУ и теме: «Зарождение русской культуры», так как 2025 год объявлен Годом патриотизма. Кристина Лебедева сообщила 73online.ru, что рассматривается идея использования во время показа картин, созданных при помощи VR-технологий.
Фото: 73online.ru, со страниц ВК спикеров, предоставлены Светланой Семененко, Николаем Жиляковым, Мариной Казаковой