Созданная ульяновскими компаниями «Стачка» — уникальное явление на рынке IT-конференций. Десять лет назад на первое мероприятие в Ленинский мемориал съехались 1500 участников со всей страны, через год успех преумножили вдвое. В 2019 году конференция, несмотря на несогласие части айти-сообщества, перебралась в Иннополис под Казанью. Однако уже на следующий год конференция сорвалась из-за коронавируса, и организаторы понесли убытки. Сейчас проект заморожен из-за пандемии. Основатели рассказали, как развивалась «Стачка», на какие средства финансировалась и почему перестала проводиться.
«Стачка»: появление и быстрый успехIT-конференция «Стачка» впервые была проведена в Ульяновске в 2012 году. Спустя год мероприятие объединило на своей площадке более 3000 участников и стало крупнейшей профильной конференцией, проводимой в стране. На нее съезжались не только люди, близкие к IT-сфере, но и международные специалисты, представители известных инвестиционных фондов. В 2018 году «Стачка» получила престижную премию в сфере туризма. В то же время регион стал позиционировать себя как IТ-столица.
Организаторами конференции выступали шесть компаний* — MST Digital Agency, ITM, Simtech, «Кайдзен», Interra, Центр обучения IT-специалистов. Они объединились в некоммерческое партнёрство «Содействие развитию IT» и действовали при поддержке Министерства информационных технологий и правительства Ульяновской области.
* Учредителями ООО «Стачка» стали Дмитрий Крутов, Николай Фетюхин, Камиль Калимуллин, Алексей Флоринский, Алексей Шамарин, Артем Гавришин (участие — по 14% каждый) и ассоциация развития информационных технологий (участие — 16%). Гендиректором до 2020 года числился нынешний руководитель Центра управления регионом Валерий Костин, затем его сменила Наталья Пирогова.
В реализации проекта оказались заинтересованы и региональные власти — информационные технологии были приоритетной отраслью. Бывшая профильная сотрудница правительства Светлана Опенышева, курировавшая проект, рассказала, что организаторам предоставили бесплатную площадку для проведения — Ленинский мемориал, а также оснащение, помогли рекламой в соцсетях, рассылкой писем в другие регионы на губернаторов с приглашениями, поиском спонсоров.
Для организаторов, в свою очередь, было важно проводить конференцию именно в Ульяновске: это сокращало расходы на проезд и проживание. Кроме того, в отрасли острый дефицит кадров, и с помощью «Стачки» учредители искали талантливых ребят для участия в своих бизнес-проектах.
«Цели заработать не было»Финансировалась «Стачка» за счет IT-компаний. По словам основателя digital-агентства MST и одного из организаторов конференции Николая Фетюхина, проводить такие конференции дорого: около 5-7 миллионов рублей за ивент. Примерно столько же собирали со спонсоров и с продажи билетов. Порядка 200-500 тысяч рублей выделял Фонд информационных технологий Ульяновской области.
По данным kartoteka.ru, за «ульяновский» период «Стачки» самая высокая выручка у одноименного ООО была в 2018 году — 4,2 млн рублей, прибыль при этом составила 14 тысяч. Самым неудачным получился 2015 год: убыток в 311 тысяч при выручке 2,3 млн, самым прибыльным — 2016-й: организация осталась в плюсе на 275 тысяч.
Тяжелые времена: разногласия в сообществе, переезд «Стачки» и заморозкаВ 2019 году организаторы решили проводить «Стачку» несколько раз в год, в том числе за пределами региона, рассказал Валерий Костин. В октябре того же года мероприятие организовали в Иннополисе в Татарстане — специально созданном для айтишников городе в Верхнеуслонском районе. Все расходы взял на себя муниципалитет. Еще одной причиной переезда из Ульяновска называли ремонт Ленинского мемориала — конференция потеряла основную площадку.
Решение о смене места проведения вызвало разногласия среди организаторов и в региональном IT-сообществе. Некоторые считали, что это приведет к потере известного ульяновского бренда и в перспективе — оттоку кадров из области. По словам Светланы Опенышевой, представители «Стачки» хотели сделать ее филиал под другим названием в Иннополисе, она же была категорически против этого.
«Это было мероприятие, которое собирало колоссальное количество людей и развивало сферу туризма, повышало имидж города. Конечно, отдавать раскрученный бренд в другой регион было не лучшим решением», — заявил один из участников рынка.
«Стачка» в Иннополисе стала на данный момент последней — началась пандемия. В 2020 году конференция из-за коронавируса сорвалась впервые в своей истории. По словам Николая Фетюхина, организаторы потеряли 1,5-2 миллиона рублей. Пришлось вернуть стоимость билетов, отменить участие спикеров.
В условиях пандемии планировать мероприятие на 5 тысяч человек стало невозможно: конференция традиционно проходила весной, когда обычно случаются всплески заболеваемости. Гарантий, что не введут очередной запрет на массовые мероприятия, не было. «Никто не готов рисковать такими финансовыми затратами, чтобы потом их возместить», — говорит Фетюхин.
На официальном сайте конференции Merge указано, что она пройдет в конце мая. И хотя позиционируется как не имеющая отношения к «Стачке», сотрудница в телефонном разговоре с нашим корреспондентом пояснила, что конференция проводится в Иннополисе из-за того, что в Ульяновске нет подходящей площадки. Организатором Merge является ульяновская компания Eventice (руководитель — Екатерина Горлова), специализирующаяся на проведении конференций в сфере информационных технологий и зарегистрированная, по данным kartoteka.ru, в августе 2021 года. По заверениям собеседницы, Merge является личным продуктом компании Eventice.
Марина Иванникова