Розничные продажи крепкого алкоголя (водки, коньяка и ликероводочной продукции крепче 25 градусов) в прошлом году в Ульяновской области выросли на 10,9%, до 5,7 литра на человека в год, подсчитала аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. В то же время потребление вина снизилось по сравнению с 2021 годом на 6,4%. Среди регионов ПФО Ульяновская область расположилась на пятом месте по темпам роста продаж крепкого спиртного. Объемы производства таких напитков растут, однако акцизные сборы падают. О ситуации на рынке — в материале 73online.ru.
Аналитики FinExpertiza использовали данные Росалкогольрегулирования о розничных продажах спиртосодержащей продукции в натуральном выражении. Анализ показал, что в 2022 году среди алкогольной продукции заметный рост продаж произошел именно в сегменте крепкого спиртного (водка, занимающая 76% в натуральном выражении в структуре продаж крепкого алкоголя, а также коньяк, джины, ромы, настойки, ликеры и проч.) — на 7,5%, с 6,4 до 6,8 литра на человека в год. Для сравнения, в 2021 году потребление горячительных напитков на душу населения выросло лишь на 1,2%, а в пандемийном 2020-м — на 3,3%.
По данным компании, наибольшим спросом алкоголь пользуется у жителей северных и дальневосточных регионов с суровым климатом. В этих субъектах уровень потребления горячительных напитков превосходит среднероссийский показатель от 1,7 до 2,3 раза. Традиционно равнодушны к алкоголю жители кавказских республик.
На основе данных FinExpertiza 73online.ru составил рейтинг регионов ПФО по росту розничных продаж крепкого алкоголя (синий столбец в таблице) за 2022 год. Ульяновская область замыкает первую пятерку.
В прошлом году потребление горячительных напитков в Ульяновской области на душу населения выросло на 10,9% (5,7 литра на человека). Почти столько же выпивают жители соседней Самарской области. Самую высокую динамику за год показала Оренбургская область. Там продажи крепкого алкоголя выросли на 20,9%.
Член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян говорит, что значительный рост реализации ликероводочной продукции крепче 25% произошел на фоне ухода из России многих зарубежных алкогольных брендов.
— Вероятно, часть потребителей могла закупиться импортным алкоголем впрок. При этом водка и коньяк подорожали меньше, чем вино и пиво, что также отразилось на росте потребления. Кроме того, на статистике сказывается продолжающееся обеление алкогольного рынка и сокращение контрафакта. В целом употребление спиртного традиционно воспринимается многими людьми как наиболее простой и доступный способ снизить уровень тревоги и стресса. Показательно, что к середине 2022 года расходы россиян на вредное потребление — то есть на алкоголь, табачную продукцию и сладости — выросли на пятую часть, — отмечает Микаелян.
При этом продажи винодельческой продукции (тихие, игристые, ликерные, фруктовые вина, винные напитки) в рознице в 2022 году сократились во всех регионах ПФО. В Ульяновской области показатель упал на 6,4%.
Гендиректор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз говорит, что в прошлом году произошел четвертый крупный постсоветский кризис (1998, 2008, 2015 и 2022 годы), и все они одинаково влияли на рынок алкоголя.
— Этот кризис отличается от предыдущих тем, что тогда люди не ограничивали резко свои выезды за рубеж во время отпусков. Этот же оставил в России практически весь средний класс, и он пьет здесь. Объем потребляемого им алкоголя в отпусках был грандиозным. Для сравнения: в период пандемии, когда во время карантина весь средний класс сидел дома, объемы импортной продукции выросли со второго квартала 2020 года на 35%, чтобы обеспечить его, — рассказывает Дробиз.
Эксперт считает, что рост продаж крепкого алкоголя в прошлом году не был таким уж значительным: «Это обычный классический социально-экономический кризис в стране. По итогам 2023 года никакого роста продаж не будет. Сейчас алкоголь ввозят по параллельному импорту. Тот, кто пил зарубежный виски, российский пить не будет. Импорт вин как занимал половину российского рынка, так и занимает».
По данным fedstat.ru, в 2021 году на территории Ульяновской области произведено 2,7 млн дал крепкого алкоголя, в 2022 — 3,3 млн дал. Таким образом, объемы производства за год выросли на 18,1%.
Однако в 2022 году акцизы с крепкого алкоголя поступили в региональный бюджет со снижением на 177 млн рублей — в казну поступило 1,6 млрд руб.
В 2020 году в областной бюджет поступило 1,9 млрд рублей, в 2021-м — 1,7 млрд рублей.
Напомним, что с 2017 года на территории РФ действует новый порядок распределения доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%.
И.о. министра финансов Ульяновской области Брюханова поясняет, что в настоящее время поступление акцизов в областной бюджет на данный вид продукции напрямую зависит не от объемов производства крепкой алкогольной продукции на территории субъекта, а от объемов ее реализации в регионе.
— Так, в связи со снижением реализации наблюдается ежегодное снижение поступлений доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%. В 2023 году прогнозируется 1,1 млрд рублей, — сообщает Брюханова.
Фото на главной: freepik.com