Несколько десятков студентов Ульяновского института гражданской авиации (УИ ГА), а также его филиалов не могут получить дипломы об окончании обучения - они не могут налетать нужное количество часов из-за отсутствия техники, инструкторов и топлива. В интересах курсантов в суды обратилась транспортная прокуратура, не исключено, что затем иски последуют от самих летчиков. Однако УИ ГА не спешит исполнять судебные решения.
В прошлом году курсанты УИ ГА буквально забросали Ульяновскую транспортную прокуратуру жалобами на то, что они не могут получить дипломы из-за недостаточного количества часов летной подготовки. Обращений было так много, что надзорное ведомство инициировало проверку вуза. В ходе нее выяснилось, что дипломы до сих пор не получили курсанты 2017-го и 2018 годов выпуска. Данные факты были выявлены в филиалах УИ ГА в Омске, Сасово (Рязанская область) и Красном Куте (Саратовская область). Например, в Омском лётно-техническом колледже гражданской авиации им. Ляпидевского выпускники 2017 и 2018 года до сих пор не начали проходить лётную практику, и такая ситуация наблюдается уже несколько лет. Налетать нужное количество часов не получается из-за отсутствия техники, инструкторов и топлива.
По словам и.о. ульяновского транспортного прокурора Дмитрия Толстых, в Омском колледже - самая большая задолженность по летной подготовке. Так, курсанты 2018 года так и не приступили к летной практике, задолженность по налетам перед ними составляет по 90 часов на каждого.
Дмитрий Толстых
- Причина кроется в нехватке преподавательского состава. Зарплата инструктора на порядок ниже, чем может заработать пилот вертолета в частных компаниях. Поэтому никто не стремится быть инструктором. Вот и получается, что руководство учебного заведения стало невольным заложником ситуации, - говорит Толстых.
По итогам прокурорской проверки было возбуждено административное дело по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - за грубые нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией. По решению Ленинского районного суда руководство УИ ГА было оштрафовано на 75 тысяч рублей. Одновременно прокуратура выступила в интересах студентов, подав иски, готовится еще несколько заявлений. На момент написания данного материала удовлетворено уже пять исков, последний из них - несколько дней назад. Так, суд определил, что обеспечением летной практики студентов Омского колледжа будет заниматься УИ ГА, в структуру которого он входит. После этого выпускники смогут получить свои дипломы и приступить к работе. По решению суда УИ ГА обязан завершить летную практику своих студентов до 1 июня. Дмитрий Толстых не исключает, что количество обращений и жалоб от курсантов увеличится.
Один из студентов УИ ГА на условиях анонимности рассказывает, что только начал летать и к выпуску не успеет отлетать норму налета. "Если смотреть в среднем на курс, то успеют отлетать к выпуску не больше половины курсантов. На данный момент, на конец пятого года обучения, примерно 40 курсантов вообще не начинали летать", - говорит собеседник издания. Объясняется это тем, что в летном отряде не хватает инструкторов, потому что многие ушли - кто по состоянию здоровья, кто в авиакомпании, "так как в данное время в авиакомпаниях тоже нехватка пилотов". "Новые инструкторы в институт не идут, в первую очередь из-за мизерной зарплаты, несоизмеримой со сложностью и спецификой их труда", - добавляет студент.
Между тем, некий студент 4 курса УИ ГА написал письмо блогеру Дмитрию Иванову, в котором попросил предать огласке целый ряд проблем своего учебного заведения. Курсант поведал, что в вузе уже год откладывают полеты, "наплевав на учебный план", в результате появилась годовая очередь на полеты; из 195 человек с его курса практику проходят всего два студента, "родители которых работают в Росавиации и прочих вышестоящих организациях"; есть проблемы с оплатой труда инструкторам; несмотря на дефицит пилотов, после обучения в УИ ГА на работу в авиакомпании не берут, потому что выпускники не налетали необходимые 1500 часов; обучение полетам происходит на старых мелких самолетах, "в связи с чем им приходится переучиваться за дополнительные огромные деньги".
Как пишет газета "Коммерсант", представители УИ ГА сложившуюся ситуацию объясняют тем, что "госзадание по количеству студентов на целевой прием устанавливается Росавиацией, воздушных судов не хватает, поскольку субсидии на выполнение госзадания, которые должны покрывать в том числе расходы на закупку воздушной техники, не выделяются, а самолеты и тренажеры закупаются в соответствии с ФЦП, но поэтапно".
И.о. ректора Олег Бабкин на встрече с губернатором Сергеем Морозовым
На вопросы 73online.ru в УИ ГА не ответили, даже после того, как редакция направила в вуз официальный запрос. Ректор УИ ГА Сергей Краснов уже продолжительное время находится на больничном, обязанности руководителя вуза исполняет проректор по аэродромно-техническому обеспечению полетов Олег Бабкин. Г-н Бабкин не стал общаться с корреспондентом портала, сославшись на занятость.
По данным сайта УИ ГА, в собственности вуза находится 79 воздушных судов. В основном это австрийские легкомоторные самолеты. В Омском летно-техническом колледже имеются вертолеты МИ-8Т (7 шт.), Ми-171 (1 шт.), Eurocopter–350B2 (2 шт.), Bell-407 (2 шт.) и комплекс оборудования на авиабазе в г. Калачинске (Омская область), в 100 км от Омска.
Алексей Ильин