В минувшую пятницу, 1 октября, у стен следственного изолятора на улице 12 Сентября прошел одиночный пикет. "Спасите наших детей! Когда закончатся побои?" — с таким плакатом стояла мать одного из заключенных. Он и его сокамерники утверждают, что находящимся в СИЗО людям регулярно наносят побои: якобы охрана бьет их головой о стены, ломает ребра, отбивает почки. Многие в знак протеста режут себе вены и попадают на больничные койки. Начальник регионального УФСИН полковник Сергей Балдин насилие со стороны сотрудников отрицает: заключенные сами наносят себе увечья, пытаясь шантажировать руководство.
Правозащитник Олеся Маенкова утверждает, что к ней обратились родственники заключенных под стражу в СИЗО-1. По ее словам, 39-летний Рустам Х. из изолятора переведен в областную больницу: "После насильственных действий сотрудников администрации он голодал, был в тяжелом состоянии, затем вскрыл себе вены, чтобы обратить внимание на ситуацию в учреждении, в итоге потерял около литра крови". 34-летний Николай З. якобы в результате избиения охраной СИЗО получил инсульт и тоже попал в больницу. Маенкова сообщает, что еще у одного человека сломаны четыре ребра, у другого — рука. Правозащитник также опубликовала на своей странице во "ВКонтакте" жалобы всех подследственных (имеются в распоряжении редакции — прим.). По информации 73online.ru, массовое происшествие случилось 23 сентября.
Начальник регионального УФСИН Сергей Балдин в ответе на запрос 73online.ru сообщил, что информация не соответствует действительности.
Подозреваемый Николай З. сейчас действительно проходит лечение в больнице, но не в областной, а в ФКУЗ МСЧ-73 ФСИН России — "в связи с хроническим заболеванием". Подробности Балдин раскрыть отказался, сославшись на врачебную тайну. Отдельно он остановился на том, что к Николаю З. "физическая сила и спецсредства не применялись".
Родственники подследственных начальству УФСИН не верят. В пятницу Татьяна Г., мама одного из осужденных, устроила одиночный пикет. "Там бесконечные побои. Я не только за своего сына, ведь он там не один, я вышла на протестную акцию за всех них", — сообщила она 73online.ru. По словам женщины, 23 сентября ее сыну сломали ребра и отбили почки во время очередного визита спецназа.
— На обыске он спросил, зачем забирают его удлинитель, и началось. Кто молчит, того не трогают. Через два дня сын потребовал, чтобы его отвели в медкабинет, он снял побои, все зафиксировали, — говорит Татьяна. Считается ли удлинитель запрещенным предметом в СИЗО, она не смогла пояснить. Администрация изолятора по факту пикета подала заявление в полицию.
73online.ru удалось пообщаться с еще одной родственницей одного из заключенных, Валерией Ц. Она обивает пороги прокуратуры, руководства УФСИН и уполномоченного по правам человека. Девушка тоже говорит, что 23 сентября в учреждении был "режимный день". После обыска у арестантов пропали личные вещи, кто-то из них начал возмущаться, и к ним пришел спецназ. "Моего брата ударили головой о стену, кого-то пинали ногами, били дубинками. Конечно, это вызвало недовольство. По моей информации, более 10 человек вскрыли вены вдоль и поперек. Медики никого из них не осматривали", — сообщила девушка.
Лера рассказала 73online.ru, что в прокуратуре идет проверка, если факты побоев подтвердятся, будет возбуждено уголовное дело. Во вторник девушка была на личном приеме у Сергея Балдина. Начальник УФСИН лично присутствовал при обысках 23 сентября — об этом руководитель службы наказаний якобы сам ей сообщил в ходе личного разговора. "Балдин пояснил, что иногда спецназ имеет право применять физическую силу. Видимо, так произошло и на этот раз", — сказала Валерия.
Омбудсмен по правам человека Сергей Люльков заявил, что оперативной информацией о ЧП в СИЗО-1 не владеет: "С жалобами ко мне никто не обращался. Как только они поступят, буду сразу выезжать на место".
Прежде мы писали, что с приходом нового руководства УФСИН в ульяновских колониях неспокойно. По официальной информации ведомства, это связано с нежеланием осужденных подчиняться администрации.