16.11.2023, 06:00
УАЗ: в будущее – на электротяге

Герои очередной публикации из цикла «Повод для гордости» – молодые инженеры компании «СОЛЛЕРС инжиниринг», входящей в один холдинг с Ульяновским автомобильным заводом. После ухода из России западных автомобильных концернов перед автомобильной промышленностью России открылась огромная ниша. Задача очень сложная и столь же ответственная. Готовы ли к ее решению наши инженеры-конструкторы? Над чем они работают сегодня, какие перспективы видят в завтрашнем дне?

Будущее – за электрокарами

Алексею Соловьеву 33 года, закончил УлГТУ по специальности «Автомобиле– и тракторостроение». Отслужил в армии и с февраля 2014 года трудится на автозаводе. Занимался разработкой электрической архитектуры на «Патриоты» моделей 2016, 2019 и 2020 годов. С 2021 года – руководитель отдела проектирования и разработки конструкторской документации на компоненты электронной архитектуры «СОЛЛЕРС Инжиниринг». Принял участие в проектировании зарядных станций для транспортных средств, электронной архитектуры транспортного средства на электроходу и нескольких других проектов, а также в знаменитом проекте «Электробуханки», который реализует крымская компания «Элькафа».

– Мы оказываем им всестороннюю поддержку, консультируем по поводу установки силовых элементов, рассчитываем, каким образом эти изменения повлияют на надежность транспортного средства, разрабатывали его человеко-машинный интерфейс и нужную комбинацию приборов, – рассказывает Алексей. – Сейчас этот интерфейс доведен до стадии прототипа и установлен в автомобиль. Электротранспорт является очень перспективным направлением, за ним будущее. И УАЗ не собирается от него отставать.

Экологичность, экономичность, престижность – именно эти свойства электрокаров, по мнению Алексея, обеспечат им бурное развитие. От специалистов, которые хотят заниматься этим направлением, требуются совершенно новые навыки и компетенции.

– Сегодня мы сотрудничаем с УлГТУ по разработке беспилотного автомобиля, – говорит Алексей, – на состоявшемся недавно тематическом «Робокроссе» команда Политеха заняла второе место. Без постоянного обучения, самообучения и коллабораций в работе современного инженера не обойтись!

Классика по новым стандартам

Ведущий инженер-конструктор отдела электрики и электроники Центра продуктового развития «СОЛЛЕРС инжиниринг» Антон Ямкин – выпускник института авиационных технологий и управления по специальности «Информационные системы и технологии». Таков уклад ульяновской промышленности, авиационная и автомобильная отрасли постоянно опыляют друг друга. Сфера компетенций Антона – разработка автомобильных электронных систем активной и пассивной безопасности, а также навигационных. Он с теплотой вспоминает о своем наставнике Анатолии Иосифовиче Цое, который ввел молодого специалиста в коллектив и помог освоится на новом месте.

– Анатолий Иосифович – незаурядный человек, очень интересный, с ним можно общаться на любые темы, даже на личные – и в этом общении всегда учишься, – рассказывает Антон. – Сейчас мы работаем в разных направлениях, но все равно сохраняем контакт. Он помог и продолжает помогать многим новичкам.

С теплом вспоминает своего наставника Сергея Владимировича Клянчина и Ранис Якупов, ведущий инженер-конструктор «СОЛЛЕРС инжиниринг». Многоопытные специалисты УАЗа заложили в талантливую молодежь чувства локтя и ответственности, гордость за интеллектуально-технологическое наследие предприятия. Стоя на этом прочном фундаменте, Ранис и его коллеги ведут УАЗ в завтрашний день.

– Мы занимаемся перспективной разработкой автомобиля УАЗ, – рассказывает Ранис, – в данный момент адаптируем дизельный двигатель для модели «Профи», в дальнейшем планируем ставить его на весь модельный ряд «Патриота». Улучшатся потребительские характеристики и свойств наших автомобилей, снизится расход топлива и увеличится тяга.

Классические модели УАЗ – яркие и очень успешные «представители» отечественной промышленности прошлых лет, востребованные до сих пор, а иногда и просто незаменимые. Но жизнь не стоит на месте, возрастают потребности, вводятся новые государственные стандарты безопасности. Обеспечить привычным формам новое содержание – одна из задач «СОЛЛЕРС инжиниринг» и лично Антона Ямкина.

– Сейчас занимаюсь исследованием свойств электрических батарей, их «поведением» в различных условиях эксплуатации, – говорит Антон, – очень интересная задача. Работать с уазовской электронной архитектурой очень удобно, она простая, функциональная и легко расширяемая – в нее легко можно внедрять различные электронные модули.

Наблюдая за развитием отрасли, Антон Ямкин делает четкий вывод: у инженеров в России большое будущее, профессия с каждым днем становится все более востребованной и престижной.

– Государство ставит перед автомобилестроением серьезные задачи стратегической важности. Это означает, что перед молодыми специалистами открываются возможности для профессионального и, что немаловажно, финансового роста.

Уазик крут – проверено на себе

Руководитель проектов «СОЛЛЕРС инжиниринг» Роман Серов с детства мечтал пойти по стопам отца, который трудился на «Авиастаре» авиационным техником. Поэтому после школы поступил в авиационный колледж для обучения по специальности «Эксплуатация и ремонт радиосредств». После четырех лет в колледже по сокращенной программе поступил в Ульяновский государственный технический университет. Проникся красотой инженерной профессии и осознанно выбрал специальность «Проектирование и технология радиоэлектронных средств». По окончании попробовал себя на нескольких предприятиях, пока не пришел на УАЗ.

– С тех пор я постоянно убеждаюсь, что тогда я сделал правильный выбор, – рассказывает Роман. – Во-первых, это легендарный завод, градообразующий, с серьезными традициями, с репутацией. Во-вторых, здесь прекрасный коллектив, очень сильный. В-третьих, испытываешь особое чувство, когда результат твоего труда едет по дороге. Я с детства так или иначе передвигался на уазиках, мне нравились эти машины. А тут я их начал делать сам! Видишь уазик на городских улицах, как раз ту модель, к которой ты приложил руку – и испытываешь гордость!

А еще приятно самому оценивать преимущества самого ульяновского из всех автомобилей. Роман увлекается туризмом, много раз бывал в Карелии, которая славится живописными и труднодоступными местами. До них добираются на машинах с повышенной проходимостью, и многократные рейсы доказали – лучше нашей «буханки» нет ничего. Она и идет дальше, и вместительная, и достаточно удобная, несмотря на простоту интерьера и экстерьера.

Роман принимал участие в нескольких успешных проектах по модернизации автомобилей УАЗ: выпуск подготовленной к бездорожью ограниченной версии автомобилей «Хантер Экспедиция» и «СГР Экспедиция»), адаптация конструкции автомобиля под действующие требования законодательства («Эра-Глонасс» и антиблокировочная система в 2019 году), проект электрического авто для рынка Европы (MWM SPARTAN), адаптации бензинового двигателя в конструкцию автомобиля для рынка Китая.

Сейчас работает над проектами импортозамещения компонентов и поиска альтернативных зарубежных поставщиков – речь о блоках управления двигателем для всех моделей УАЗ. Перед автозаводом сегодня стоят большие амбициозные задачи, поэтому Роман уверен – он сможет здесь профессионально развиваться.

– Как любой солдат, который мечтает стать генералом, я мечтаю о том, что когда-нибудь мне доверят работу над новой моделью. Это профессиональная вершина – пройти путь с нуля до нового автомобиля, которого до этого не было.

Андрей Арсентьев

Проект создан при поддержке АНО «ИРИ»

Главные темы
Дорогие, милые, любимые: Болдакин, Минеев, Ежова поделились фотографиями с мамами
«Непробиваемые» или «УничтоЖанна»: что посмотреть в кинотеатрах
Сморода готовится к новой встрече с президентом
Будьте ближе к семье. Астрологический прогноз для всех знаков зодиака
Президентскому мосту — 15 лет: публикуем архивные снимки и вспоминаем церемонии открытия