Стремление властей замкнуть на ООО "РИЦ" начисление, сбор и распределение платежей за жилищно-коммунальные услуги, по сути, терпит фиаско. Эксперты отмечают, что зарабатывая 3% со всех платежей, РИЦ не в состоянии обеспечить нормальную работу по их приему, в связи с чем часть компаний задумывается о том, чтобы отказаться от услуг посредника. Сдерживает их сейчас только отсутствие внятной альтернативы на рынке.
На сегодняшний день региональный информационный центр (РИЦ) является крупнейшим оператором, основная задача которого - грамотно расщеплять денежные потоки и целенаправленно перечислять их поставщикам ресурсов и управляющим компаниям. Пока большинство УК предпочитает работать с РИЦ, но, как отмечают эксперты, ситуация меняется, и коммунальщики все чаще начинают производить прямые расчёты с жителями, поэтому потребности в РИЦ становится все меньше. Свое нежелание сотрудничать с единым оператором участники рынка ЖКХ-услуг объясняют чисто экономическими причинами, а основная проблема в том, что ни власти, ни РИЦ так и не смогли предложить УК приемлемые условия сотрудничества. "За свое обслуживание РИЦ берет комиссию порядка 3-3,5%. В Сбербанке те же услуги стоят 1-1,5%, на Почте России — примерно столько же. Если взять общий оборот УК за год, переплата выливается в десятки миллинов рублей", - отмечает владелец одной из управляющих организаций Ульяновска.
Об этом же говорит учредитель УК "Жилстройсервис" Геннадий Бударин, по словам которого управляющие компании, "ломая через колено, заставили заключать договоры с РИЦ", при этом ставя их в "невыгодные и кабальные условия". "РИЦ берет за свои услуги 3%. Представьте годовой оборот этой компании!" - возмущается г-н Бударин. В самом деле, согласно финансовой отчетности РИЦ, в 2018 году при выручке в 264,89 млн рублей чистая прибыль оператора составила 7,19 млн. "Мы неоднократно ставили вопрос о снижении 3-процентной комиссии, иначе уйдём на самообслуживание. Прекратить с ними отношения, конечно, можно. Но это не просто в организационном смысле. У них все персональные базы жителей, то есть большой объём информации, передача которого приведет к серьёзным финансовым и временным (минимум два месяца) потерям", - продолжает Геннадий Бударин.
Геннадий Бударин также указывает на то, что у РИЦ "периодически возникают разного рода проблемы, которые становятся всеобщими". Действительно, в последнее время работа регионального информационного центра вызывает все больше нареканий. "Например, несколько месяцев назад у РИЦ появились сложности во взаимоотношениях с Сбербанком, который отказался с ними работать, так как оператор нарушил закон о банковской деятельности. В результате громадное число наших жителей попало в трудное положение. РИЦ не принимал наличные платежи, только через онлайн, по какой-то полуподпольной схеме", - напоминает Бударин. Речь идет о январском сбое, когда "РИЦ-Ульяновск" приостановил начисление и прием платы за услуги ЖКХ банковскими картами, остановил сотрудничество со Сбербанком, включая сервис "Сбербанк Онлайн", а также прекратил принимать платежи от остальных банков.
Кроме того, коллапс вызвало закрытие отделений РИЦ в связи с эпидемией коронавируса, а когда кассы все-таки открыли, к ним выстроились огромные очереди. "У нас первые две недели денег практически не было. У мусорных операторов и управляющих компаний всё было заблокировано. Пришлось выходить на министров и губернатора Морозова с просьбой разрешить им работать. Вроде начали работу, но и тут, вместо того, чтобы открыть 2-3 окна, они открыли по одному", - сетует Геннадий Бударин.
Очереди в РИЦ
О многочисленных примерах ошибок РИЦ говорят и конечные потребители. Как отмечает димитровградский ЖКХ-активист Павел Винник, люди часто страдают от неверных расчетов. "При этом РИЦ никогда не несёт никакой ответственности. У них договор с ресурсниками, а не с жителями, перед которыми, получается, они не отвечают", - говорит г-н Винник. Он привел пример, когда недавно жители 40 домов Димитровграда получили квитанции с доначислениями более 2000 рублей за отопление на каждую квартиру. Оказалось, что при переходе этих домов на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией "РИЦ-Димитровград" допустил ошибку в расчетах, и несколько месяцев жители платили меньше. Обнаружив ошибку, РИЦ решил одномоментно доначислить платежи. "Да, люди платили несколько месяцев меньше, но не по своей воле, а в результате халатности РИЦ. Теперь им придётся за чужую ошибку доплачивать", - с досадой говорит ЖКХ-активист.
- Желание уйти от них есть у многих, и многие уходят. Возможно, мы тоже свернём наши отношения с этой компанией и с их нечестными 3% и прочими недостатками. Вдумайтесь, за что мы платим им деньги? За то, что они "протранзитили" наши деньги. Но транзит не должен столько стоить. В том виде, в каком РИЦ есть на данный момент, это неподходящая и никудышная структура для бизнеса. Уйти от сотрудничества с ним — вопрос времени, - откровенно говорит Геннадий Бударин. Сотрудничать с РИЦ сегодня не настроены и сами ресурсоснабжающие организации. "При сотрудничестве с РИЦ и раньше все было непросто - любой посредник создает проблемы в переводе денег и прозрачности начислений", - сообщил 73online.ru собеседник в одной из крупнейших ресурсоснабжающих компаний.
Эксперты сходятся во мнении, что главная причина всех просчетов кроется в монопольном положении РИЦ и отсутствии конкуренции на рынке. Хотя Геннадий Антонцев, например, настаивает, что РИЦ — это не единственный платёжный агент в регионе: "Управляющие компании с большим жилым фондом сами создают платежные центры. Платежными агентами выступают некоторые ЖСК и ТСЖ, которые сами осуществляют полный цикл начислений и расчётов". По мнению Ильдара Сеюкова, возможным решением мог бы стать прием платежей банками. "Многое зависит от позиции банков. Они имеют перед РИЦ конкурентное преимущество с точки зрения приёма платежей. Если им этот рынок будет интересен, то они смогут подвинуть РИЦ", - уверен он.
В самом РИЦ на запрос 73online.ru не ответили.
Справка 73online.ru:
ООО "РИЦ-Ульяновск" создано в 2014 году. Учредителями выступают Светлана Викулина (40%), Павел Мальков (40%) и ООО "Айти Город" (20%, учредители - те же Викулина и Мальков). По данным участников рынка, на долю РИЦ приходится 75% от общего объема платежей в регионе. Выручка: в 2016 году - 229,43 млн рублей, в 2017 году - 258,58 млн рублей, в 2018 году - 264,89 млн рублей. Чистая прибыль: в 2016 году - 7,94 млн рублей, в 2017 году - 16,85 млн рублей, в 2018 году - 7,19 млн рублей.
Кирилл Биджанов, Олег Новгородский