Индивидуальный предприниматель из Ростова-на-Дону Александр Балашов подал в суд на ульяновского ресторатора Алексея Кравченко. Истец заявил, что зарегистрировал название MARY WONG для своего заведения раньше Кравченко, и потребовал компенсацию в 2 миллиона рублей и запрет на использование ответчиком этого словосочетания. Разбирательства длились полгода, суд встал на сторону ростовчанина, несколько умерив его аппетиты.
В 2018 году ресторатор Алексей Кравченко открыл в Ульяновске азиатское бистро "Madame Mary Wong". Оно скоро стало популярным. Предприниматель рассказывал подписчикам в соцсетях, что на создание такого заведения его вдохновила китайская бабушка Мэри — владелица лавки с лапшой. Они познакомились в Пекине в 2008 году.
Видимо, предприниматель Александр Балашов узнал о пекинской бабушке раньше. Нудл-бар MARY WONG в Ростове-на-Дону он открыл в 2012 году. Спустя 4 года лондонское агентство The Future Laboratory, занимающееся изучением трендов, составило список 10 самых стильных ресторанов и продовольственных торговых точек в мире, куда попала и лапшичная Балашова. Заведение все больше набирало популярность, и в 2017 году принесло 31 млн рублей выручки и 7 млн прибыли. Правда, сейчас ни сам Балашов как ресторатор, ни его лапшичная не работают.
Фото из официальной группы лапшичной во «ВКонтакте»
Проведя сравнительный анализ, суд установил сходство товарного знака MARY WONG и обозначения MADAME MARY WONG. Требования истца удовлетворил частично: запретил использовать словосочетание и обязал Кравченко выплатить компенсацию за нарушение исключительных прав на товарный знак — 300 тысяч рублей.
По словам ульяновского ресторатора, перед тем, как дать название своему заведению, его сотрудники проверяли, существует ли такой товарный знак. В официальных реестрах его не было.
Согласно открытым данным, впервые товарный знак MARY WONG был зарегистрирован Всемирной организацией интеллектуальной собственности WIPO в 2014 году. Повторную заявку Балашов отправил в феврале 2021 года (за месяц до того, как подать в суд) в Роспатент. На данный момент заявка проходит формальную экспертизу.
Руководитель представительства компании по защите интеллектуальной собственности BeBrand Ольга Тихонова рассказала, что за три года существования их организации в Ульяновске к ним обратились многие местные предприниматели. Среди них компания «УльяновскХлебпром» со спором по поводу бренда «Привет из Ульяновска», Елена Ежова по поводу названий корчмы «Гопак» и ресторана «Вепрево колено», фермер Алексей Якушев с маслом «Новичок» и др.
Она отметила, что за рубежом уже давно сложилась практика, когда сначала регистрируется бренд, потом его выводят на рынок. Такая же схема и с патентами.