28.12.2025, 06:00
Пугачёв, барышники, фавориты: как начиналось Симбирское наместничество

245 лет назад, в конце 1780 года, на карте Российской империи появилось Симбирское наместничество с центром в Симбирске. 13 уездов наместничества имели общую площадь 74 821,4 квадратных километра, более, чем в два раза превышая площадь современной Ульяновской области. При этом, проживало в наместничестве почти 950 тысяч человек – тысяч на 200 меньше, чем в Ульяновской области.

15 сентября 1780 года императрица Екатерина II подписала указ об учреждении Симбирского наместничества.

16 декабря 1780 года состоялось торжественное открытие Симбирского наместничества с участием специально прибывшего в Симбирск Казанского губернатора (до этого Симбирский край был официальной частью Казанской губернии) – князя Платона Степановича Мещерского, ставшего теперь Казанским и Симбирским генерал-губернатором, и епископа Нижегородского и Алатырского Антония (Герасимова-Зыбелина).

Князь Платон Мещерский, Казанский и Симбирский генерал-губернатор

22 декабря императрица, в ознаменование непоколебимой преданности к её величеству и отечеству, жаловала Симбирску герб. В синем поле на белом столпе – золотая корона, и дворянский мундир, красный кафтан с голубым воротником.

Екатерина II в 1780-е годы

27 декабря 1780 года указом Правительствующего Сената состоялось официальное открытие Симбирского наместничества со своими губернскими и уездными присутственными местами, соответствующими правительственными, общественными и судебными учреждениями. Дата была известна заранее, и в Симбирске в этот день состоялись публичные торжества, сопровождавшиеся пальбой из пушек, даровым угощением для простого люда и иллюминацией. Указы впервые закрепили привычное нам старое имя нашего города: Симбирск – от своего основания в 1648 году до 1780 года – звался Синбирском.

Образование Симбирского наместничества – эпизод в масштабной Губернской реформе императрицы Екатерины II, начавшейся в 1775 году и охватившей весь финальный период её царствования, вплоть до смерти в 1796 году. Указ, преобразивший Симбирское наместничество в Симбирскую губернию, в конце 1796 года подписывал уже новый император Павел I.

Карта Симбирского наместничества. Изображения богинь и животных в левом нижнем углу символизируют природные богатства нашего края

В результате реформы 23 существовавшие до 1775 года губернии превратились в 50 административно-территориальных субъектов. Поначалу, как и Симбирское, они именовались наместничествами: официально губерниями звались только столичные – Санкт-Петербургская и Московская. Выстроенная к рубежу XVIII–XIX столетий система просуществовала вплоть до революции 1917 года.

Князя Платона Мещерского, того самого Казанского и Симбирского генерал-губернатора, называют подлинным творцом Губернской реформы Екатерины II. А толчком к ней стала Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачёва, охватившая в 1773–1775 годах Поволжье и Урал, в том числе, территорию Симбирского края. В сентябре 1774 года князь был назначен губернатором в разорённую пугачёвцами Казань.

К тому времени Пугачёв был окончательно разгромлен и пленён. Но не были изжиты причины, породившие бунт. Командовавший подавлением восстания генерал-аншеф Петр Иванович Панин рапортовал Екатерине II о «первом нашем злодее», о помещиках, погруженных в сластолюбие и праздность, что своим нерадением о крестьянах ввергают бедолаг «не только в голодную, но и претерпеваемую от наготы смерть».

Панин рапортовал о барышниках, взвинчивающих цены на хлеб настолько, что перед уцелевшими от пугачёвского погрома маячила реальная перспектива голодной смерти. И это - в хлебородном краю! Зашкаливали взяточничество и лихоимство. Причём, присмиревшие из опасения перед бунтовщиками (те, готовясь вздёрнуть чиновника или дворянина, нередко спрашивали у толпы мнения о человеке, и положительно характеризуемых щадили) мздоимцы «вернули прежнюю свою силу».

Солдаты правительственных войск, переметнувшиеся к Пугачёву, говорили, что сложат ружья и перед другим «царём», поскольку командиры заставляли их горбатиться у себя на конюшнях и дачах. Да, «паршивые овцы» всегда в меньшинстве – но именно по ним, нередко, судят о стаде…

«Нет зла без добра, - итожил Александр Сергеевич Пушкин, автор «Истории Пугачёвского бунта», первого в истории комплексного исследования Крестьянской войны, - Пугачёвский бунт доказал правительству необходимость многих перемен, и в 1775 году последовало новое учреждение губерниям. Государственная власть была сосредоточена; губернии, слишком пространные, разделились; сообщение всех частей государства сделалось быстрее».

Но суть реформы не сводилась к одному только разукрупнению существовавших административно-территориальных субъектов. Она состояла в деятельном привлечении к управлению новыми административными субъектами населявшего их дворянства.

В 1762 году несчастливый император Петр III, свергнутый с трона своей женой Екатериной II – за него выдавал себя Емельян Пугачёв – издал указ о вольности дворянства. Для дворян отменялась обязательная военная или гражданская служба, они получили право жить в своих имениях, посвящая себя хозяйству или ничегонеделанию.

Теперь им настоятельно предлагалось послужить не только государыне и отечеству, но и своему обществу и краю. Отсюда и гербы, и наместнические дворянские мундиры, маркирующие региональную идентичность.

Дворянский мундир Симбирского наместничества

Ключевыми фигурами при таком раскладе становились предводители дворянства, выборные лица – причём, за службу свою предводители не получали ни копейки жалованья! – на которых возлагались сословные, связанные с интересами дворян, и общегосударственные обязанности. При этом губернский предводитель дворянства получал право напрямую обращаться даже к императору, доводя до властей «всякую полезную мысль, всякое предложение о мерах к искоренению злоупотреблений или устранению неудобств в местном управлении». Губернский предводитель мог доносить на самого губернатора, и симбирская история знала несколько подобных примеров.

Первый Симбирский губернский предводитель дворянства, отставной капитан 1-го ранга Иван Нагаткин был избран в 1781 году. Службу Иван Иванович проходил в Придворной гребецкой команде, элитном военно-морском подразделении, осуществлявшем поездки и путешествия по воде царственных особ, обслуживая шесть придворных яхт и различные гребные суда.

Во время знаменитого вояжа Екатерины II по Волге весной-летом 1767 года, капитан-лейтенант Нагаткин командовал 10-вёсельной галерой «Ярославль», указываемой третьей среди 26 судов императорской флотилии. Нагаткин командовал придворными яхтами, 18-ти пушечной «Принцессой Анной», построенной ещё при Петре Первом, и 20-пушечной «Второй Екатериной», любимой яхты Екатерины II.

Волжский вояж Екатерины II в 1767 году

Иван Иванович свёл дружбу с фаворитом императрицы, светлейшим князем Григорием Александровичем Потемкиным-Таврическим. Тот однажды попросил Ивана Ивановича обустроить в симбирских пределах имение для своей фаворитки, певицы Жеребковой. Нагаткин исполнил просьбу, основал посёлок, переселив в него часть крестьян из своего имения в селе Жеребятниково. И, ничтоже сумняшеся, назвал новое имение Малым Жеребятниковым. Жеребкова оскорбилась и отказалась от подарка. Потёмкин посмеялся, и подарил Малое Жеребятниково Ивану Ивановичу.

Иван Сивопляс, научный сотрудник Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»

Главные темы
Пугачёв, барышники, фавориты: как начиналось Симбирское наместничество
Все будет хорошо... Наверное! Астрологический прогноз для всех знаков зодиака
Кравченко, Крынин, Матвеев: названы имена лучших предпринимателей Ульяновска
Нервотрёпка для чемпиона: хоккейная «Волга» дала бой в Кемерово
Очаровательный продюсер Лебедева возродилась после предательств и подружилась с нейросетью