Скандал в УлГУ: уволен профессор, руководитель Института экономики и бизнеса Евгений Белый. Поводом стала его «несанкционированная» федеральным руководством активность в телеграм-канале «Наука и университеты» на 20 тысяч подписчиков. Ректор Борис Костишко якобы поставил профессора перед выбором: бросить вести канал, не упоминать в нем Минобрнауки или уволиться. Белый написал заявление «по собственному».
В УлГУ Белый проработал 26 лет, 23 года возглавлял Институт экономики и бизнеса. Два года назад завел в телеграме канал «Наука и университеты». В нем писал о проблемах, касающихся вузов и образования, о кадровых назначениях. Вот заголовки некоторых его постов: «О трансформации российской системы высшего образования», «Ректор: ученый или администратор?», «Как зарплатный вопрос испортил вузы».
Сейчас у канала более 20 тысяч подписчиков, он входит в тройку ресурсов, затрагивающих вопросы высшего образования.
Однако активность профессора не понравилась федеральному руководству. По словам Белого, месяц назад ректор УлГУ Борис Костишко пригласил его к себе и сообщил, что Минобрнауки РФ якобы не нравятся как отдельные посты, так и сам канал «Наука и университеты», точка зрения автора которого не всегда совпадает с официальной позицией министерства. Профессор утверждает, что при этом Департамент информационной политики и комплексной безопасности ведомства публично в СМИ заявлял, что не имеет претензий к телеграм-каналу.
Тем не менее Костишко якобы предложил Белому три варианта.
— Вариант 1 — закрыть канал (вариант из серии «не дождетесь»). Вариант 2 — канал сохранить, но о Минобрнауки, его инициативах и персоналиях как о покойнике — хорошо или ничего (вариант из серии «себя не уважать»). Вариант 3 — уволиться из университета. <...> Решил остановиться на третьем варианте. Другого способа сохранить канал в состоянии, чтобы на него подписывались и читали, найти не удалось. Написал заявление «по собственному», которое было подписано практически мгновенно», — рассказывает Белый.
Евгений Белый предполагает, что все началось с поста, опубликованного 8 октября. В нем он написал об увольнении замминистра науки и высшего образования РФ Елены Дружининой. Белый предположил, что она родная сестра директора ФГАНУ «Социоцентр» Ирины Жуковой, через который проходит финансирование крупнейших проектов Министерства: «Приоритет-2030», «Передовые инженерные школы», «Цифровые кафедры».
— Я сослался на достаточно популярный телеграм-канал ВЧК-ОГПУ. А те, в свою очередь, через пару дней написав об увольнении, сослались на мой канал. Думаю это была телеграмная этика: взаимный репост. Этот пост явно не понравился в Минобрнауки. У ВЧК-ОГПУ администратор находится в Прибалтике, и у кого-то в голове родилась такая «криминальная сцепка» со мной. Обычно критика шла от анонимных телеграм-каналов, а тут шикарные условия: автор известен, вдобавок работает в подведомственной министерству организации. Так что изначально все пошло не от ректора, — говорит Евгений Белый.
Вариант увольнения по собственному желанию Белый выбрал практически сразу. Говорит, не хотел подставлять подчиненных, ведь «особое» отношение наверняка отразилось бы и на них.
— Я не в том возрасте, чтобы, как говорят студенты, бодаться. Мне не хотелось работать в таких условиях. Я сразу же для себя определил, что канал бросать не буду. Сказал ректору, что, может быть, это главное дело моей жизни. Вести его мне гораздо сложнее, чем москвичам, нет такого количества инсайдерской информации. Однако получилось достойно: у меня размещали рекламу ведущие университеты страны — ВШЭ, «Сколково» и многие другие, — поясняет Белый.
Профессор потерял работу в университете, однако канал приносит ему определенный доход. Плюс к этому, он снова начал налаживать связи с информационными ресурсами, которые обращались к нему с просьбой писать материалы, вести колонки для них. Раньше на это не было времени из-за большой загрузки в УлГУ.
Буквально за полчаса до нашего общения с Евгением Белым ему снова позвонили из департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки. Сказали, что «теперь вы освободились от оков университета» и высказали желание сотрудничать.
— Скорее всего, я откажусь, — говорит Белый. — Да, финансово сейчас будет похуже, но, как говорил мой папа, «цыгану не нужна лошадь, цыгану нужна свобода».
В УлГУ от комментариев отказались.