Закон о приватизации 1991 года подарил людям возможность стать собственниками государственного жилья. Правда, до сих пор муниципалитеты рассчитываются с последствиями этого закона — на них возложили обязательства по капитальному ремонту многоквартирных домов. Владелец, по сути, имеет право требовать капремонта МКД за счет бюджета, если его не провели до приватизации. С 2008 года на бюджете Ульяновска повис долг в 1,4 млрд рублей — 400 домов «откапиталить» в ближайшем будущем нереально, нужна федеральная поддержка.
Закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» дал людям возможность оформить когда-то полученные в пользование от государства квартиры в собственность. В статье 16 этого же закона обязанность произвести капитальный ремонт дома закрепляется за бывшим наймодателем. То есть де-юре жилец вправе требовать починку крыши, фасада или инженерных систем от муниципалитета даже после состоявшейся процедуры приватизации, если капремонт не проводился.
В регионах судебная практика по таким искам разная, с 2008 года в Ульяновске она складывалась практически всегда в пользу заявителя. За это время у администрации накопилось свыше 700 исполнительных производств, городу нужно отремонтировать 400 МКД на сумму 1,4 млрд рублей (еще по непересчитанным в связи с ростом цен сметам). Это четверть доходной части города, и в год бюджет осиливает лишь порядка 20 домов. В этом году запланировано до 1 декабря отремонтировать 18 МКД на сумму 105 млн рублей, работы завершены на пяти объектах. На следующий год в бюджете заложено 100 млн, на эти средства удастся провести работы по 18-20 адресам.
Как отмечает консультант отдела жилищного фонда и контроля управления ЖКХ и благоустройства Ульяновска Данис Батдалов, восемь лет назад суммы были скромнее — 30-50 млн.
— Количество домов, которые удается отремонтировать за год, зависит от того, какие конкретно работы требуются. Очень дорого стоят крыши, фасады. Денег всегда не хватает, но больше не выделяют, — отмечает собеседник.
Практика обязывать муниципалитет проводить капремонт даже после приватизации жилья, по мнению юристов, началась из-за того, что примерно до 2004 года люди платили взносы за капремонт государству. Линия аргументации была в целом справедливая — плата производилась, значит, услуга должна быть оказана. Однако эксперты отмечают, что это слишком большая нагрузка на бюджет местного уровня, с которой без федеральной поддержки в ближайшие годы не справиться.
Адвокат и правозащитник Григорий Каленов называет самоустранение федеральной власти от этой проблемы неправильным, деньги муниципалитетов расходоваться не должны.
— В 1992 году, когда началась приватизация жилья, большая часть была муниципальной, поэтому суды и возлагали обязанность по проведению капремонта на город. Несмотря на то, что Ульяновск в лидерах по таким искам, наибольшее их количество было подано в Омской области. Омичи в свое время судились даже с Минфином РФ и другими ведомствами, но везде проиграли. Федеральная власть просто спихнула все это на муниципалитеты, — говорит Каленов.
С 2012 года в Жилищном кодексе появились поправки, главный смысл которых был в том, чтобы капитальный ремонт перестал быть заботой государства и стал ответственностью собственников. С 2014 года в составе обязательных платежей за жилье вновь отдельно выделили взнос за капремонт. Тогда же регионы начали принимать долгосрочные программы капремонта, а суды — постепенно отказывать в требовании провести работы в доме за счет муниципалитета, и прецедентная база начала меняться.
— Тактика работы с такими обращениями, в том числе в судебных инстанциях, изменилась, и это правильно. Человек приватизировал жилье, зная о состоянии дома. Более того, сейчас, когда люди платят взносы на капремонт и зачастую копят деньги на специальных счетах, все равно подают иски, чтобы муниципалитет отремонтировал дом, хотя с момента приватизации прошло много лет. Городу необходима федеральная поддержка, чтобы закрыть все исполнительные производства, — считает Седов.