Получив вчера порцию критики от губернатора Сергея Морозова, руководитель агентства по туризму Юлия Скоромолова поспешила написать заявление об увольнении по собственному желанию. 73online.ru поговорил с представителями туристической отрасли и индустрии развлечений, которые не отрицают, что проблемы есть, но признают, что Скоромолова делает все от нее зависящее, чтобы развивать туризм в Ульяновской области.
Выступая вчера в ЗСО с отчетом о своей работе в 2018 году, губернатор Сергей Морозов посетовал, что в сфере туризма не достигнута половина показателей, запланированных ранее. Реакция главы региона была жесткой. "Нужно ли нам такое агентство по туризму?" - задался он вопросом, добавив, что в таком виде, как сейчас, - нет.
Критика губернатора прозвучала сразу после того, как в регионе завершился IV Международный туристский экспо-форум "Отдых на Волге". На нем, в частности, было заявлено, что отрасль туризма - одно из перспективных направлений социально-экономического развития Ульяновской области.
- Мы вплотную приблизилась к полумиллиону туристов в год. Для поддержки этой отрасли и развития инфраструктуры гостеприимства мы разработали целый комплекс мер. Это и присвоение статуса приоритетного туристического проекта, и предоставление налоговых льгот и преференций. Мы расширили полномочия регионального фонда микрокредитования, что позволяет поддерживать проекты в сфере туризма. Мы ежегодно предоставляем различные гранты и субсидии компаниям, работающим в индустрии гостеприимства. И сегодня можно говорить о том, что на каждый рубль выделенных из бюджета Ульяновской области средств мы привлекли 8 рублей частных инвестиций. Только за 2018 год было привлечено свыше 800 млн частных инвестиций в туризме. В настоящее время в реестре инвестиционных проектов в этой отрасли на разных стадиях реализации находится 37 проектов с общим объемом инвестиций 3,5 млрд рублей, - приводит слова председателя областного правительства Александра Смекалина пресс-служба "Белого дома".
На форуме в том числе был подписан меморандум с иранской стороной, участниками которого стали представители ульяновской туриндустрии - музей-заповедник "Родина В.И. Ленина", гостиницы "Волга", "Октябрьская" и "Ибис Ульяновск", ООО "Империал", ООО "Ресторанные традиции". Заместитель гендиректора туроператора TUI Россия Александр Сирченко подчеркнул, что агентство по туризму Ульяновской области принимает значительные меры, чтобы активизировать сотрудничество между турбизнесом местного и федерального уровня. Так, глава агентства Юлия Скоромолова заключила соглашения о сотрудничестве с представителем программы Visit Russia по Средиземноморью и TUI Россия.
Ранее Юлия Скоромолова заявляла, что в 2019 году ее агентством ставится задача выйти на показатель 550 тысяч туристов. Это на 10% больше показателя 2018 года. Вместе с тем, Ростуризм ставит задачу роста всего на 3%. Рост оказываемых платных услуг должен быть на уровне 2,3 млрд рублей против почти 2 млрд годом ранее.
Впрочем, все эти достижения и успехи не уберегли Скоромолову от критики со стороны губернатора. После озвученных им претензий она написала заявление на увольнение по собственному желанию. Оно находится на рассмотрении и пока не подписано.
Вице-президент Ассоциации рестораторов и отельеров России Вадим Прасов признается, что удивлен недовольством губернатора Морозова, поскольку на форуме "Отдых на Волге" он общался со Скоромоловой и говорит, что она как раз старается сделать максимум для того чтобы туризм в регионе развивался.
Вадим Прасов считает, что Ульяновская область неплохо использовала свою геолокацию во время чемпионата мира по футболу 2018 года:
- Я знаю, что Юлия Владимировна очень много сделала для того чтобы потоки болельщиков, которые ехали в Саранск, Казань, Самару или Нижний Новгород, заезжали в Ульяновск. Я сам во время ЧМ останавливался в Ульяновске, потому что так было удобнее, тогда как, например, в Саранске в это время не было номеров.
По мнению московского эксперта, сложно говорить о масштабных недочетах в работе агентства Юлии Скоромоловой, а то, что ее раскритиковал губернатор, так это часто бывает в других регионах, и зачастую такая критика не зависит от работы руководителя туристической отрасли.
Директор Ульяновского художественного музея Сергей Жданов уверен, что работа по туризму должна вестись системно, постоянно, и в этом направлении работа агентства Скоромоловой как раз-таки видна. Тем не менее в беседе с 73online.ru Жданов отметил, что бы ему хотелось улучшить в отрасли:
Глава Ассоциации рестораторов Ульяновской области Марина Никитина была более сдержана в оценках деятельности агентства по туризму и заметила, что Юлия Скоромолова - красивая и умная женщина, но мыслят они с ней по-разному. Г-жа Никитина выступает за кураторство туризма со стороны минэкономики и развитие отрасли через бизнес-объединения:
- Настоящая оценка деятельности возможна только тогда, когда четко понимаешь задачи. В масштабе Вселенной эти задачи вроде бы понятны. Для всех нас важно продвижение региона. Для этого необходимо либо создавать продукт или создавать легенду существующему, корректировать создание инфраструктуры и т.д. И потом, это же история про деньги региона, верно? Стратегию агентства я так и не поняла. Куча ненужной операционки. Считать досуг населения в чеках под видом туризма, вылеты и прилеты... Я сама в месяц три раза приземляюсь на самолете в аэропорту, и я не турист. Специалист минэкономики пусть сидит и считает, если эти данные нужны кому-то. А отрасль развивают бизнес-объединения, которые расскажут, что необходим ремонт улицы Федерации, нужны парковки вне знаков запрета для гостей и прочее. Нельзя иногда развивать отрасль или делать это там, где удобно. Я не видела поддержки в прошлом году, когда во время чемпионата в городе случайно оказались гости, которые прыгали через ямы. Не так давно губернатор обратил внимание на то, что нужна поддержка объединениям. Мы на земле, нам живые люди нужны, живые деньги. О великом. Я понимаю, что быстро турпродукты созданы не будут, но и музей СССР лет восемь обсуждается. В маркетинге региона, как и в бизнесе, выбирается то, что уже сейчас приносит деньги, на это и делается ставка. А далее - или зонтичные бренды, или разделение. Это про то, что уже сейчас должно зарабатывать. А параллельно может вестись работа по созданию чего-то великого. В настоящее время в регионе существует только MICE-туризм. Именно инвестиционные площадки и их гости генерируют трафик, ходят в рестораны, живут в отелях и посещают события. И им скучновато. Так давайте это и поддержим. В городе нет ни одного конгресс-холла...
Генеральный управляющий отеля Hilton Garden Inn Ulyanovsk Андрей Сакин, напротив, считает, что Юлия Скоромолова - единственный человек, который "хоть как-то пытается слепить что-то в регионе с точки зрения туристической отрасли".
- Я в Ульяновской области с 2015 года и вижу сдвиги. Раньше ничего, кроме культа Ленина, не было вообще. Создаются определенные информационные поводы, проводятся мероприятия, приглашаются гости. Нельзя сейчас судить о работе агентства, которое совсем недавно было создано с нуля. Убежден, что ведомство не стоит ликвидировать, это приведет к деградации отрасли, - уверен г-н Сакин.
Владелец ресторанного холдинга MATRËSHKI GROUP Сергей Новиков убежден, что агентство по туризму Юлии Скоромоловой - очень полезная структура, одна из немногих, кто обеспечивает некий симбиоз общественников, бизнеса и власти:
- Оно координирует нас, рестораторов, информирует, учитывает все наши пожелания. Если произойдет ликвидация, то отрасли станет сложнее работать. Да, есть Ассоциация рестораторов области, но это все же немного другой вектор... Ассоциация - это от бизнеса к власти. А агентство Скоромоловой, наоборот, от власти к бизнесу. Все должно сосуществовать в тандеме.
Кирилл Биджанов, Дарья Косаринова, Артем Горбунов