Арест Анатолия Озернова – событие одновременно неожиданное и ожидаемое. Ожидаемое – потому что антикоррупционных посадок российский народ ждет примерно всегда, особенно в момент смены власти. Новая метла сильна и упруга – если не сейчас, то когда? Плюс многолетняя деятельность обкома КПРФ, которая, по большому счету, и привела к отставке Морозова и приходу Русских, как минимум декларативно имела ярко выраженную антикоррупционную направленность. Если народу несколько лет обещать посадки, то он их начнет ждать и желать. И расстраиваться, если они не происходят. И радоваться, когда наоборот.
Неожиданное – потому что Озернов. Да, он очень близок к Морозову и за долгие годы карьеры приобрел серьезное влияние и связи. Но при этом всегда держался в тени, и уровень его народной известности до ареста наверняка равнялся сотым долям процента. В опросе жителей Ульяновской области о потенциальных коррупционерах в бывшем областном правительстве Озернов бы даже не проявился – настолько серым был этот кардинал.
Все только начинается
Ради объективности необходимо сразу признать – эта история началась задолго до того, как Алексей Русских узнал о том, что Ульяновская область станет его галерами на ближайшие пять лет.
«Безусловно, правоохранительные органы работу ведут в рамках определённых процедур и даже, если есть «интрига», она происходит в этих рамках. Нужно чтобы были, как минимум, признаки правонарушения, нужно провести оперативную работу, закрепить обвинения доказательной базой. А это в любом случае требует времени. Поэтому предполагаю, что работа ведётся давно. Последствия для связанных с Озерновым людей зависят от того, насколько обоснованы обвинения в его адрес. Если они существенны, то, конечно, самой разумной тактикой обвиняемого может стать сотрудничество со следствием. Во что оно может вылиться, на кого и какие показания он может дать, сказать сложно, не зная контекста. Все это может оказаться чувствительными для Сергея Морозова – бывшего руководителя Озернова. А могут и вовсе его не коснуться. Но весь этот сценарий про сотрудничество со следствием заработает только в случае крепкой доказательной базы у стороны обвинения», – говорит политический консультант Эрнест Старателев.
Политолог Константин Калачев также считает, что многое будет зависеть от дальнейшего поведения арестованного:
«Для Морозова как для депутата последствия зависят от того, был ли задержанный его официальным помощником в Госдуме, какие показания Озернов в дальнейшем даст. Вряд ли он начнет валить все на Морозова. Да и не факт, что вообще признает вину (не признал – прим. авт.). Так что депутатству Морозова скорее всего ничего не грозит. А дело не разрастется».
Его ульяновский коллега Николай Васин полагает, что до тех пор, пока не будут ясны линии обвинения и защиты, часть местных элит, ориентированных на Морозова, может эту ориентацию сменить – из-за ситуативной токсичности бывшего губернатора:
«Многое будет зависеть от того, что будет вменяться в вину Озернову, насколько он будет откровенен, как он будет сотрудничать с правоохранительными органами. Предыдущие громкие судебные процессы, связанные со здравоохранением, не имели прямых юридических последствий для Морозова, но вот имиджевые потери были большими. Озернов, пожалуй, самый близкий его соратник, и это очень серьезно. Пока не прояснилась линия поведения бывшего вице-губернатора, стоит ожидать отдаления от Морозова тех, кто сейчас находится в его орбите».
Кто ж его посадит? Он же согласованный!
Калачев не удивлен тому, что нашлось много желающих представить это дело частью политической интриги, ударом по экс-главе региона, началом большого антикоррупционного расследования. Но подобных настроений не разделяет:
«Это плановая деятельность в рамках борьбы с коррупцией. Другое дело, что задержания бывших крупных чиновников всегда резонансны. Да и карьеры силовиков чаще строятся на таких делах, чем разной «мелочевке». Естественно, все гадают, строят предположения о заказчике. Но Морозов был согласован в Госдуму, так что вряд ли пришли за ним. Если бы к Морозову были серьезные претензии, то он бы не был помощником полпреда, не стал бы депутатом. По его авторитету в элитах эта ситуация ударит. Но это скорее на руку новому губернатору».
Авторы телеграм-канала «Политбюро 3.0», в отношении которых по заявлению Сергея Морозова было возбуждено уголовное дело о клевете, считают, что арест Озернова — это первый, но не последний коррупционный скандал, связанный с ревизией губернаторства Морозова:
«Материала накопилось много, и после выборов — особенно в преддверии лавины кадровых решений на федеральном уровне — этот материал требуется реализовывать для демонстрации эффективности. А уже в эту плановую работу различные политические силы будут вплетать нужные «сигналы». Но лично для Сергея Ивановича последствия ареста Озернова болезненными не будут, ведь он лишь 10 дней провёл без статуса спецсубъекта — до депутата пробыл помощником полпреда в ПФО. Именно статус стал для экс-губернатора единственным спасением от возможного привлечения к делу. Теперь, будучи в статусе члена нижней палаты, уголовное дело Морозову не грозит — иначе это вызовет вопросы к чистоте и «обновлению» Думы, чего в Кремле не допустят. Основные проблемы — «осадочек» вокруг фигуры Морозова и разочарование в рядах оставшегося лояльным ему окружения».
Зачистка ускорится
Политический консультант Алексей Чусовитин сожалеет, что карьера такого современного и перспективного чиновника, как Анатолий Озернов, вошла в столь печальный поворот для него и его семьи:
«В какой-то степени надеюсь, что это всего лишь ужасное стечение обстоятельств. Теперь возьму в скобки «полицейский контекст» и пройдусь по «политической сути». Наблюдателям ясно, что в этой истории есть политический компонент. Несмотря на то, что мероприятия по разработке Озернова проходили в режиме особой секретности, самый общий сценарий понятен. Видимо силовики в течение долгого времени готовили какую-то документальную базу. Но, учитывая высокий административный статус подозреваемого, выжидали. Иначе бы никто не ждал окончания выборов. Полагаю, что конкретно на судьбе самого Сергея Морозова этот кейс, напрямую, не скажется. Его заслуги перед регионом слишком велики. А это значит, что он неприкасаемый. Хотя нет ничего приятного в том, что обвиняют твоего ближайшего соратника».
Основной ущерб для экс-губернатора в том, что «зачистке» от остатков его команды – да и всего политического наследия – задано сильнейшее ускорение. По мнению Чусовитина, теперь действующий губернатор Алексей Русских просто обречен на кадровое «махание шашкой».
Русских в «бронежилете», но все равно не застрахован
«Борьба с коррупцией не относится к компетенциям губернатора. С коррупцией борются правоохранители. Не вижу тут связи с репутацией Алексея Русских. Недобросовестные люди случаются в командах самых разных губернаторов регулярно. И команда Алексея Русских не застрахована от таких людей, как и любая другая», – полагает Эрнест Старателев.
Другие опрошенные 73online эксперты считают, что Oзернов-гейт положительно скажется на имидже нового губернатора – вне зависимости от его реальной вовлеченности в принятие решения об аресте экс-вице-губернатора. Чусовитин продолжает: «Факт начала этого уголовного расследования политически усилит действующего главу региона и станет для него «бронежилетом» в среднесрочной перспективе. Сигнал, который должен «прочесть» Алексей Русских, звучит предельно просто – региональная команда должна обновляться еще быстрее».
Авторы «Политбюро 3.0» называют активность правоохранителей в отношении команды бывшего губернатора большой удачей для Русских:
«Его публичная отстранённость от «зачистки» успокаивает старые элиты — а между тем дело происходит само собой. Балом объективно правят силовики, и Алексею Русских никак не требуется влезать в эти «шкафы со скелетами», дабы лишний раз не навлекать на себя критику».
Но нет ли здесь рисков для руководителя области? Ведь если антикоррупционная кампания не будет продолжена, то избиратель, обольщенный обманчивыми надеждами, может в нем разочароваться. Константин Калачев подобной опасности не видит – решающим фактором в данном контексте должна стать последовательная антикоррупционная политика по отношению к собственной команде:
«Если губернатор выстроит эффективную работу по предупреждению коррупции, выявлению и пресечению подобных правонарушений, самоочистке аппарата, то чиновники будут выполнять квалификационные требования, воздержатся от злоупотреблений. Необходимо показать обществу, что меры по профилактике коррупции реализуются. Задача по повышению эффективности противодействия коррупции в деятельности органов регионального управления в приоритете».
При участии Дарьи Косариновой