19.09.2024, 11:59
Платный паркинг в Ульяновске неизбежен. Как и когда?

Состояние транспортной системы Ульяновска напоминает гордиев узел: проблемы, решения и их последствия взаимосвязаны настолько плотно и витиевато, что кажется: только мечу Александра Македонского (читай — особо решительного мэра, министра или губернатора) под силу ответить на стоящие перед городом логистические вопросы. Буксует Минаева из-за затянувшегося строительства развязки; старый мост «кашляет» все натужней и чаще; все больше мест, где образуются пробки в час пик. Про общественный транспорт говорить излишне — это, пожалуй, самая болезненная и обсуждаемая из транспортных трудностей. В дневное время густо заставлен автомобилями уже не только Центр, но и другие места повышенной деловой и социальной активности. Временные меры иногда помогают (далеко не всегда), но ситуацию в целом не исправляют. Общий консенсус управленцев, экспертов и активной части горожан: необходимы выверенные комплексные решения и последовательность власти в их претворении в жизнь.

Контуры будущего

Мэрия Ульяновска в очередной раз подходит к этому трудноподъемному снаряду: она намерена заказать научно-исследовательскую работу по разработке комплексной схемы организации дорожного движения и программы комплексного развития городской транспортной инфраструктуры сроком на 15 лет. Проект технического задания предусматривает анализ большого количества характеристик транспортных средств и пассажиропотоков, прогноз транспортного спроса и изменения объемов и характера передвижений населения. Иными словами нужно понять: где мы сейчас, почему сюда попали, как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем и что делать для того, чтобы, во-первых, город не превратился в одну большую пробку, во-вторых, чтобы его логистическая система способствовала развитию. Вне зависимости от того, какой будет итоговая программа, ее основные контуры понятны уже сейчас, прежде всего из опыта современных российских мегаполисов. Это:

1) замена маршруток на автобусы средней и большой вместительности;

2) развитие электротранспорта (троллейбусы, трамваи, электробусы);

3) развязывание и расширение транспортных артерий с выделением отдельных полос для движения общественного транспорта;

4) деавтомобилизация центров социальной активности посредством внедрения платной парковки. Если с первыми тремя пунктами категорически согласны почти все, то четвертый вызывает настороженность.

«Дискриминация» автотранспорта является одним из принципов современного муниципального управления, емко формулируемого как «Город для людей, а не для машин». Звучит практически бесспорно, но каждый россиянин знает, что хорошо сказанное далеко не всегда хорошо реализуется — мы постоянно ждем подвоха и в штыки воспринимаем любые новшества. Как все проходит в других городах? Давайте посмотрим.

В Ульяновске постоянные проблемы на дорогах

Как это работает

Типичная система платного паркинга выглядит примерно так: места, определенные для парковки, размечаются и ставятся под видеонаблюдение — в автоматическом режиме фиксируется номер автомобиля и время его стоянки. Час стоит 40-60 рублей в самых «центровых» местах, чем ближе к окраинам, тем стоимость ниже. Оптом дешевле: есть дневные, недельные, месячные и даже годовые абонементы.

Предусмотрены различные льготы, причем не только для привычных нам льготников, но и (в некоторых случаях) для сотрудников близлежащих организаций. Например, для врачей рядом с больницами. Платят через паркоматы, приложения для смартфонов или при помощи СМС. За несвоевременную оплату парковки взимается штраф (1,5–3 тысячи рублей). Машины, припаркованные не по правилам и создающие помехи движению, эвакуируются на штрафстоянки.

Организацией процесса чаще всего занимается частная компания-концессионер, так как запуск подобных проектов на первоначальном этапе требует серьезных инвестиций, измеряемых в сотнях миллионов рублей — среднестатистический муниципальный бюджет не может себе этого позволить. Часть прибыли компания перечисляет в городскую казну, также ее обильно пополняют штрафы.

Например, по итогам первого полугодия 2024 года ПАО «Мегафон», которое является парковочным концессионером в Нижнем Новгороде, перечислило городу 24 миллиона рублей, а объем полученных штрафов за 9 месяцев текущего года превысил 90 миллионов. Для справки: объем инвестиций «Мегафона» в проект превысил 220 миллионов рублей, всего организовано более 6 000 платных парковочных мест на 119 участках.

Платная парковка в Нижнем Новгороде

Города и веси

Согласно исследованию проектной компании «Дорнадзор» за 2023 год, которое затронуло 94 российских города с населением более 200 тысяч человек, платная парковка действует в 24 населенных пунктах, причем их количество растет год от года: в 2012 году было два города, через шесть лет — уже 18, в позапрошлом году — 21. Планы по ее запуску есть в 39 городах. Из них 17 муниципалитетов намерены стартовать в данном направлении в ближайшие пять лет: Астрахань, Барнаул, Благовещенск, Владикавказ, Волгоград, Иркутск, Калининград, Кемерово, Махачкала, Оренбург, Орел, Пенза, Самара, Саратов, Симферополь, Сургут и Якутск. «Дорнадзор» прорейтинговал «припаркованные» мегаполисы по пяти основным критериям:

В лидерах предсказуемо оказались Москва, Санкт-Петербург, а также Казань и Краснодар, а непредсказуемо — Белгород. Хотя на деле это легко объяснимо: в приграничном городе организовывать платные парковочные пространства начали одними из первых в стране и накопили большой опыт. Среди городов, условно похожих на Ульяновск (от 500 тыс. до 1 млн человек), лучше всех выглядят Тюмень, Владивосток и Рязань.

Источник: «Дорнадзор»

Плюсы и минусы

Специалисты «Дорнадзора» выделяют четыре основных положительных последствия, которые ощутимы большинством жителей. Это:

«Благодаря платным парковкам пробок станет меньше. По данным исследования IBM Global Parking Survey, более 30% трафика в городе вызвано водителями, ищущими место для парковки. При введении платности снизится количество ДТП — почти 40% от всех ДТП происходят при въезде на парковку или при выезде с нее <…>. Общественный транспорт и спецслужбы поедут быстрее. Воздух в центре станет чище», — цитирует портал «Интеллектуальные транспортные системы России» специалиста по организации парковочных пространств Сергея Кечуткина.

Можно с уверенностью сказать: внедрение платного паркинга нигде не проходит легко. Среди основных проблем, с которыми сталкиваются подобные проекты, эксперты отмечают следующие:

Безальтернативно и неизбежно

Несмотря на все возникающие сложности, необходимо констатировать: муниципалитеты не сворачивают с выбранного пути, потому что альтернативы данному решению просто нет. Нет варианта будущего, в котором Ульяновск останется парковочной вольницей. Тем более что развитие платного паркинга в крупных городах фактически является частью государственной политики — Минтранс плотно работает над созданием единой системы регулирования в данной сфере.

«Используя гибкую тарифную политику, учитывающую зонирование территорий, виды и типы автотранспортных средств, время суток и прочие условия, возможно эффективно управлять транспортными потоками, в первую очередь в наиболее перегруженных зонах городских центров, а также в значительной мере пополнять городские бюджеты», — говорится в документах ведомства.

Платная парковка в Чебоксарах

Вопрос лишь в том, как и когда это заработает на ульяновских улицах. Параметры обсуждаемого сегодня в Ульяновске проекта платного паркинга таковы: за 12 месяцев планируется обустроить 40 участков и создать около 5 000 парковочных мест. Речь идет в основном о центральной части города. Концессионеры, которые готовы привлечь инвестиции в размере более 150 млн рублей, заявляют, что готовы приступить уже в 2025 году. Обсуждаемая стоимость парковочного часа — все те же 40–60 рублей.

Очень важно, что данные перспективы рассматриваются в контексте модернизации всей транспортной системы города, ведь в противном случае все точно будет работать не так, как задумано. В определенном смысле везет тем городам, которые приступают к вопросу только сейчас, — и нашему в том числе. Ведь основные «шишки» достались первопроходцам — с 2012 года уже значительно усовершенствованы правовая база, бизнес-процессы и аппаратно-программные решения. Кто бы ни стал концессионером ульяновского парковочного проекта, кто бы ни представлял в нем городскую власть, работа предстоит сложнейшая. Одно нужно понимать предельно четко: количество автомобилей на городских улицах растет примерно на пять процентов в год. То есть на 50 процентов всего за десятилетие. И присказка «ни пройти ни проехать» из фигуральной станет описывающей реальность.

Влад Градов

Главные темы
Задержан экс-замначальника отдела в УЭБ и ПК
Жуков и НЕЖуков. Лидер группы «Руки Вверх!» пытается защитить свое творчество от пародиста
«Янтарный» разлом на улице Льва Толстого
Платный паркинг в Ульяновске неизбежен. Как и когда?
Ковид, «свиной грипп» или «испанка» — инфекционисты рассказали, что нас ждёт в этом сезоне