Пандемия коронавируса сильно изменила систему школьного образования. Впервые целую четверть дети учились дистанционно. За это время оценки оказались несколько лучше обычных, хотя их объективность еще предстоит проверить. Директора ульяновских школ своим коллективам также поставили достаточно высокие оценки за организацию онлайн-обучения. При этом руководители учебных заведений признают недоработки новой системы, но допускают ее частичное использование в новом учебном году. А вот у родителей позиция однозначная: обучение в четверти провалено, и виноват в этом именно дистанционный формат.
В преддверии нового учебного года директора ульяновских школ рассказали 73online.ru, как они оценивают работу своих коллективов и детей в первой целиком «онлайновой» четверти. Несмотря на все проблемы - в первую очередь качество интернет-связи и недостаток техники в семьях для выхода в Сеть, руководители образовательных учреждений считают, что в целом справились с организацией дистанционного обучения.
- Дистанционное обучение было вынужденной мерой. И даже федеральное министерство просвещения признало, что в начале, когда перешли на такую форму, возникали очень большие трудности. По России к этому было готово не более 15% школ. Учились мы так работать уже в процессе и старались обеспечить в первую очередь онлайн-режим старшей школе, тем, кому нужно было сдавать экзамены, - говорит директор многопрофильного лицея №20 Зоя Борисова. - За эти месяцы мы многому научились, освоили платформы, были разработаны методические рекомендации. Поэтому при необходимости можно будет либо полностью, либо частично переходить. Все познается в практической деятельности, на ошибках учимся, поэтому я думаю, что опыт хороший накоплен.
- Конечно, было всем сложно. Ситуация вообще была необычная, но, насколько я знаю, все справились. Страшного в этом ничего нет, а в обиходе это уже давно. Наш лицей проводит дистанционные уроки для школ области в течение нескольких лет. Это достаточно распространённое явление в образовании. И я думаю, что при необходимости мы можем этим пользоваться, - отмечает директор лицея №45 при УлГТУ Татьяна Финюкова.
Проблема недостатка техники применительно к малоимущим семьям решалась закупкой ноутбуков за счет областного бюджета и с помощью спонсоров. Если не удавалось наладить стабильную интернет-связь – дистанционное обучение в индивидуальном порядке выводили из режима реального времени. «Проблемы, конечно, возникали: у некоторых отсутствовал интернет, у кого-то не хватало техники. Но со стороны школы мы пытались найти выходы и направить эти семьи на участие в различных программах, чтобы получить компьютеры», - говорит директор средней школы №29 Сергей Васин. «Не у всех были технические возможности для организации, мы выдавали дополнительные компьютеры ученикам», - вторит Зоя Борисова.
Самым сложным же моментом был психологический фактор, считает, например, Зоя Борисова: «Родителям тоже было трудно, их можно понять». А вот оценивать качество обучения в дистанционном режиме директора стараются осторожно. Одни говорят, что успеваемость детей осталась примерно на том же уровне, что была до пандемии. Другие - что по отдельным предметам успеваемость стала чуть выше. «Мы прикладывали все усилия, чтобы это никак не отразилось на подготовке. И нам удалось, потому что дети в нашем лицее сдали ЕГЭ очень хорошо», - отмечает Зоя Борисова. «Когда ученики придут в школу, мы будем проводить уроки повторения, исходя из которых уже можно будет понять, где пробелы и какие темы усвоены лучше, а какие хуже», - подчеркивает Татьяна Финюкова.
Директора уверены, что в новом учебном году форма обучения будет исключительно очной. Но не исключают, например, возможности комбинирования очных уроков с дистанционными. «Переход на абсолютный дистанционный формат я исключаю полностью, а для чрезвычайных ситуаций или на период карантина это хороший выход. Все-таки живое общение ученика и учителя не может заменить дистанционное образование», - уверена Татьяна Финюкова. «Учителей и живое общение «дистанционка» не заменит, - согласна и Зоя Борисова. - Хотя при возникновении подобных ситуаций педагоги должны быть готовы. Можно, например, комбинированно ряд предметов переводить в онлайн-формат. Мы это уже продумывали, потому что и сейчас достаточно сложно».
В отличие от директоров, родители оценивают опыт дистанционного обучения, как провал. По их словам, он не только не обеспечил детям качественного образования, но и привел к проблемам со здоровьем и психикой. Родители также считают, что на их плечи переложили обязанности по обучению детей, при этом онлайн-обучение сильно отразилось на качестве знаний.
- Все рады, что 1 сентября дети идут учиться в нормальном формате. Понятно, что с ограничениями, с соблюдением мер безопасности, но все же. Хотя говорили, что ученики сдали ЕГЭ лучше и показали хорошие результаты, но, конечно, среднее звено выпало абсолютно, потому что это свалилось как снег на голову. Было недостаточно техники, сама форма была не до конца отработана, родители часто жаловались. Никто к этому не был готов. Тяжело было это перенести, и понятно, что знаний никаких. Родители писали: «Давайте вообще всех оставим на второй год, чтобы еще раз дети программу прошли», - утверждает председатель правления общественной организации помощи родителям и детям «Совет родителей» Елена Малышева. - Дистанционная форма никуда не уйдет, она показала себя удобной, например, на карантине, чтобы дети по две-три недели не выпадали из учебного процесса. Но очный формат ничего не заменит.
- Я отрицательно отношусь к дистанционному обучению, потому что ограничено общение с ребенком, исключается непосредственное взаимодействие. Это влияет на качество образования, на успеваемость. Родители тоже не всегда могут сидеть дома перед компьютером. Я понимаю, что это вынужденная мера, но я все равно негативно к этому отношусь. Цифровизация - это, конечно, здорово, но не в процессе обучения и воспитания, - уверена руководитель общественной организации многодетных семей «Многодетное счастье» Анна Немоляева.
Анна Ежова, Кирилл Биджанов