13.11.2020, 06:00
«Партизаны» устремились к Черному озеру. С луками и лазерными винтовками

Группа общественников из патриотического центра «Партизан» запланировала сделать на территории экопарка «Черное озеро» комплекс развлечений. Проект включает себя веревочный парк, средневековый тир, игровой лабиринт, палаточный лагерь, казачий курень, сказочный парк и другие объекты. Единственная загвоздка — строить Диснейленд местного масштаба взялись ребята, не имеющие ни начального капитала, ни опыта в бизнесе.

Игры патриотов

Областная общественная организация «Патриотический центр «Партизан» была зарегистрирована 16 октября 2019 года. Ее адрес — жилая квартира, никаких следов бизнес-деятельности официально нет. Руководитель (председатель совета) — Александр Куликов; помимо него в «Партизане» есть еще четыре участника.

Судя по группе во «ВКонтакте», школа мужского развития «Партизан» (к которой имеет непосредственное отношение и одноименный патриотический центр) занимается «воспитанием мужчин» — учит детей единоборствам, самообороне, выживанию в походных условиях, проводит соревнования по лазертагу. Здесь занимаются дети от 4 лет.

На 6,8 гектара экопарка «Черное озеро» «Партизан» хочет создать больше игровое пространство. В проекте заявлен веревочный парк, две площадки для проведения тактических игр, игровой лабиринт, пневматический и средневековый тиры, две спортивных и детских площадки, «деревня варваров», «казачья станица», полоса препятствий, площадка тактических игр, палаточный лагерь, сказочный парк, а также места приема пищи и санитарная зона. Все объекты будут построены «из легкосъемных конструкций и экологически чистых материалов». По большей части из бревен.

Проект казачьей станицы и средневекового тира

«Черное озеро» включает в себя две ООПТ: регионального значения (непосредственно памятник природы, где находятся редкие краснокнижные растения и животные) и муниципального — сейчас это место, куда горожане часто приходят на пикники, устраивают пробежки, занимаются спортом.

Площадка, которую хочет занять «Партизан», граничит с севера с ООПТ регионального значения (до него 20 метров, до самого озера — 50 метров); в 300 метрах с востока протекает Свияга; у южной границы — небольшой пляж безымянного пруда и территория конного клуба, далее — железнодорожные пути. С западной стороны находятся административные и производственные здания, гаражи.

У «Партизана» уже есть разрешение на использование земельного участка «под спортивные и детские площадки, без права на строительство или реконструкцию объектов капстроительства, на срок 10 лет». Оно выдано минстроем Ульяновской области. Сейчас проект получил положительную оценку от экологов по ОВОС. Следующий этап — общественные слушания. А дальше, если все сложится, – само строительство. Если, конечно, найдутся деньги.

Казаки и хоббиты

Главный «Партизан» Александр Куликов — сотрудник УАЗа, семьянин с двумя детьми.

— Я 11 лет работаю с детьми, в том числе неблагополучными подростками, воспитанниками детдомов. Мы базируемся в ТЦ «Звезда», занимаемся начальной военной подготовкой, боевым самбо, казачьими дисциплинами, народными играми. У нас родилось желание построить на Черном озере комплекс для занятий детей, молодежи, чтобы все было в одном месте. Причем упор хотим сделать на национальный исторический колорит, реконструкцию, этническое, казачье. Я сам казак, — рассказывает Александр.

Начального капитала на реализацию проекта у «Партизана» нет, но есть надежда на получение грантов.

— Нашему НКО больше года, поэтому мы можем подавать заявки на различные гранты, в том числе президентский, «Добровольцы России». Сумма, которую хотим получить — 1-2 миллиона рублей. Мы уже реализовали много разных проектов, деньги на которые собирали через благотворительные пожертвования. На самом деле есть много людей, которые готовы оказывать помощь, — пояснил Куликов. — У нас есть опыт и в получении грантов — это был совместный проект с Симбирской епархией по работе с воспитанниками детских домов. Мы получили областной грант, закупили походную амуницию, макеты для работы, проводили полевые выходы и зарницы с детьми.

Александр Куликов уточняет: это проект «для души», а потому его соратники готовы многое сделать своими руками. Например, соорудить лавочки, обустроить полосу препятствий, деревянные укрепления для игр и прочее. «Партизаны» могут патрулировать территорию, которая требует охраны и установки шлагбаума, чтобы внутрь не проезжали машины. Пока есть свободный доступ, на территории экопарка частенько проходят «автопати», после которых остаются горы мусора.

Что касается зарабатывания денег «для поддержания штанов», то авторы проекта планируют проводить соревнования по лазертагу, организовывать детские праздники — то, чем «Партизан» занимается и сегодня, но на другой площадке.

Почему общественники выбрали именно экопарк «Черное озеро»?

— Здесь живет много молодежи, и молодежи сложной. Там, где все хорошо, добровольцы вроде нас не нужны, — говорит Александр. — Мы хотим реализовать проект в формате «Хоббитании» (страны хоббитов - прим. ред.) — разумеется, ничего не вырубать и максимально сохранить травяной покров.

Побороть запустение

Создатель известных в Ульяновске веревочных парков, соучредитель и коммерческий директор компании «Адреналин» Игорь Жихарев сомневается, что проект «партизанов» удастся реализовать за 1-2 миллиона рублей.

— Нужно не менее 10 миллионов. Я видел подобные проекты в Европе, и там вложения существенные. Но основной подход в России – потратить минимум денег, чтобы заработать максимум. По опыту скажу, такого в принципе не бывает. Даже если ребята подадут на грант, такую большую сумму не возьмут. Плюс сейчас ковидная обстановка, и это зона ООПТ, из-за чего им придется повозиться с получением всех разрешений, — говорит Игорь Жихарев.

По его мнению, никто из бизнесменов не стал бы вкладываться в экопарк – место красивое, хорошее, расположенное близко к центру. Дело в проблеме с его доступностью.

— Дойти или доехать туда проблематично. А у нас народ очень обленился — в парке Победы с парковки еле доходят до нашего «Адреналина», который находится в самом конце. Если что-то и строить, то возникнет вопрос обустройства парковки, дорожек и прочей инфраструктуры. Когда дожди, внутрь парка пройти можно только в сапогах. Конечно, куб дерева сегодня стоит недорого, можно из него что-то сделать. Но только ради того, чтобы просто сделать, а не реализовать грандиозный проект, — считает соучредитель «Адреналина».

Впрочем, о том, что сам экопарк требует благоустройства, говорят и экологи, и местные жители. Председатель комиссии по экологии и природопользованию Общественной палаты Ульяновской области Лев Левитас (его компания провела оценку воздействия на окружающую среду) вообще заявил, что «Черное озеро» превратилось «в свалку отходов и территорию беспредела».

— Региональная часть, которая непосредственно прилегает к озеру, где сосредоточены краснокнижные растения и животные, должна остаться неприкосновенной. А остальную территорию — 80 гектаров — нужно освоить! Там не только «Партизан» хочет что-то делать — конный клуб практически уже работает. Это место можно было бы обустроить для пикников, чтобы люди могли нормально пожарить шашлыки, а не оставлять после себя кострища и груды мусора. Пока это не экологический парк, а территория несанкционированной свалки.

Лев Левитас уточняет: в начале года темой благоустройства «Черного озера» заинтересовался глава Засвияжского района Наиль Юмакулов: собирал совещания, создал рабочую группу, которую возглавил эколог. Но потом тема так же внезапно затихла.

— И это очень обидно, — сетует Лев Левитас. — Я давно говорил, что можно снять с муниципальной части статус ООПТ, если это мешает освоению территории как парка. Туда же собирался выехать губернатор Сергей Морозов, он идею «Партизана» в принципе одобрил, мы должны были провести на месте встречу. Но то ли ковид, то ли большая загруженность главы региона – пока ничего не было.

Эколог считает: если люди за свой счет хотят обустроить то, что должно обустраивать государство, им нужно памятники ставить.

С ним согласна Римма Ерохина, старшая по дому №32 на улице Октябрьской, расположенного рядом с экопарком.

— Если эту территорию не приводить в порядок, она придет в запустение. Молодежи, детей у нас много. Так что такой проект нужен, это будет правильно и хорошо в наведении порядка, — считает женщина.

И добавляет — думать нужно не только о детях и молодежи, но и о людях «серебряного» возраста.

— У нас много пожилых людей, им нужны не только лавочки. Хорошо, если будут какие-то антивандальные тренажеры. Они были бы счастливы, — резюмирует Римма Ерохина.

Зона без алкоголя

Первый зампредседателя Законодательного собрания (в его округе находится экопарк «Черное озеро») Василий Гвоздев пока оценивает проект «Партизана» осторожно.

— На первый взгляд, по картинкам, он неплохой. Но очень важно, чтобы все это не превратилось, как это часто у нас бывает, в абсолютно коммерческую территорию, да еще и с заведениями общепита с продажей алкоголя. Этого 100% быть не должно. Я категорически против, если это будет предусматриваться даже в перспективе, — говорит депутат. — И если проект не будет мешать экологическому развитию парка, фауне, то, я думаю, он имеет право на жизнь. Главное, чтобы ребята не подвели и не обманули ожидания.

К слову, у Василия Гвоздева есть и свой проект благоустройства прилегающей к экопарку «Черное озеро» зоны. В ближайшее время начнется строительство малой ванны бассейна «Торпедо» для детей (она должна открыться к сентябрю 2021 года), будет использоваться прилегающая территория экопарка «Черное озеро».

— Через федеральную программу «Общественное пространство» мы хотим в течение двух-трех лет сделать набережную, чтобы от Аквамолла до «Волга-Спорт-Арены» вдоль Черного озера можно было дойти пешком. Это будет делаться за счет федеральных и областных денег, частично городских, — пояснил Василий Гвоздев.

Наконец, будет ли интересен проект «Партизана» туристам? Есть ли шанс сделать экопарк центром притяжения для гостей города? Вице-президент Ассоциации туроператоров России, эксперт Федерального Агентства по туризму Юлия Скоромолова в этом сомневается.

— Этот проект вполне может рассматриваться через призму развития экосистемы общественных пространств города: для разной целевой аудитории, исходя из мастер-плана проекта, предусмотрены разные виды активностей и услуг. Что касается туристской ценности комплекса, то ее здесь сложно уловить. Туристы приезжают, как правило, на объекты с ярко выраженной исторической, культурной либо природной айдентикой, чего в указанном проекте не имеется, — говорит Скоромолова.

Арина Майорова

Главные темы
Художник, на пол, работает спецназ!
Желтая зона для ульяновских водителей? За автоподставщиков взялись всерьез
Золотая сотня лучших компаний Ульяновской области
Рэмбо и Лёлик отстрелили почку парню из «Вырыпаевских», силовики вменяют бандитизм
Лютый холод надвигается на Ульяновск: пойдет снег, спасайте огороды