Сегодня в Ульяновском областном суде рассматривали апелляцию по делу бывшего замгубернатора Ульяновской области Анатолия Озернова, который в апреле был осужден за получение взятки в особо крупном размере на 5 лет колонии строгого режима. Ни он сам, ни его адвокат Александр Паулов с этим не согласны и считают приговор Ленинского райсуда незаконным. Прокурора он тоже не устроил, только с точностью до наоборот: гособвинитель посчитал наказание слишком мягким и просил увеличить его до 9 лет «строгача», а штраф повысить до 13 млн рублей.
Осудили незаконно!По версии следствия, Анатолий Озернов получил от знакомого взятку на сумму более 2,7 млн рублей — в виде услуг по ремонту и товаров. Взамен должен был обеспечить победу подконтрольного тому ООО «Ин-Сервис» в аукционе на ремонт Ситуационного центра губернатора Ульяновской области, а также способствовать заключению с компанией дальнейших контрактов. Впоследствии по ним завышалась стоимость материалов и объем работ, и подрядчик похищал деньги.
Озернову инкриминировали два состава преступлений: присвоение или растрата, а также получение взятки в особо крупном размере. По решению Ленинского суда Анатолий Озернов был признан виновным по одной статье из двух (получение взятки в особо крупном размере по ч. 6 ст. 290 УК РФ) и приговорен к лишению свободы на срок 5 лет в колонии строгого режима, также ему назначен штраф в 5 млн 561 тыс. рублей. Банный сруб и шкаф признаны взяткой, имущество должны были конфисковать.
Перед началом заседания адвокат подсудимого Александр Паулов сообщил прессе: если потребуется, они пойдут до Верховного суда. Главная цель — полное оправдание Озернова. Паулов добавил, что в материалах дела нет ни одного документа, который бы подтверждал получение взяток.
— Мы считаем, что Озернов не виновен, осудили его незаконно. В деле слишком много сфальсифицированных материалов. Даже тех, которые были представлены прокурором и оспорены нами в суде. Однако суд пошел на поводу у следствия и вынес в нашем понимании незаконный приговор в части суждения Озернова по получению взятки. В части хищения он был оправдан полностью. С этим мы согласны. Мы ждем только оправдания.
Адвокат рассказал, что в СИЗО дела у его подзащитного складываются неплохо, насколько это вообще возможно. Он там с 25 ноября 2021 года: «Самый «старый»! Почти «смотрящий» уже. Отремонтировал камеру, ему вручили грамоту. Приобщим к делу». Кстати, Озернов на заседании присутствовал лично, хотя обычно осужденные участвуют в апелляциях в режиме онлайн.
Выглядел Озернов бодро, но, как всегда, очень серьезно. Был одет в синюю водолазку и джинсы. Кажется, что внешне он изменился несильно: худой, появилась лишь легкая небритость, которая не присуща бывшему чиновнику. Зайдя в зал, он положил перед собой на стол огромную кипу бумаг. Очевидно, очень ответственно подошел к вопросу изучения материалов дела.
Второй фигурант дела, руководитель Управления делами Ульяновской области Павел Прокофьев пришел довольно веселым. Впрочем, оно и понятно: он сохранил должность, несмотря на обвинения. Его суд приговорил к полутора годам исправительных работ и 15% ежемесячных штрафов от зарплаты на 1,5 года. Его интересы все также представляет адвокат Ирина Савельева. Напомним, по версии следствия Прокофьев организовал заключение между казенным учреждением и аффилированным ИП Константином Вершининым фиктивного госконтракта на уборку древесины и мусора в поселке Карлинская роща.
Сажать нельзя помиловатьНачалось заседание. Прокурор попросил суд признать оправдание по ч.3 ст. 160 УК РФ незаконным и признать подсудимых виновными в том числе и по ней. Более того, гособвинитель настаивал на ужесточении наказания: увеличении срока лишения свободы до 9 лет, а штрафа – до 13 млн рублей. Озернов, конечно, попросил оправдания в полном объеме. По его словам, ключевые свидетели обвинения были заинтересованы в том, чтобы его оговорить: «Кроме того, они не раз меняли свои показания. Все это указывает на нарушения уголовного процессуального закона». Он также вспомнил, как его «похитили» сотрудники правоохранительных органов и оказывали давление, чтобы он себя оговорил.
Адвокат Ирина Савельева попросила оправдания у суда для своего подзащитного. Она добавила, что не видит в его действиях состава преступления. Прокурор Гузель Шамсутдинова утверждает, что в этом нет необходимости — вина подсудимых доказана.
Паулов сделал акцент на том, что даже в ходе судебного разбирательства прокурором представлялись сфальсифицированные документы, которые так никто и не нашел: например, постановление об обыске. «Второй момент, на котором мы остановимся более подробно, это то, что суд был введен в заблуждение прокурором. Дело в том, что когда гособвинитель показывал суду номера телефонов по цифрам, шесть из них были ошибочными». Паулов говорит, что ошиблось обвинение и в размерах сруба для бани. «Прокурор аж трижды допрашивала некоторых свидетелей, чтобы подгонять их показания под нужные».
Паулов заявил ходатайство о приобщении новых доказательств. В том числе, грамоту Озернова за ремонтные работы в СИЗО: «Это говорит о том, что подсудимый хочет творить и созидать, а не разрушать». Он добавил, что сумма, которую вменяют Озернову, не обоснована.
После этого прокурор попросила пять минут, чтобы ознакомиться с документами.
— Нам вменяют получение шкафа. Пусть гособвинитель покажет хоть одну запись. Сразу скажу — её нет, — продолжает адвокат.
Паулов снова напомнил об ошибках, которые были совершены, по его мнению, во время следствия: то, что дача принадлежала не Озернову, а его тестю, поставление об уточнении данных было сделано «задним числом», а обыск проведен незаконно.
Озернов в свою очередь нашел 446 пунктов нарушений в протоколе судебного процесса. Он начал зачитывать свои записи (более 200 листов рукописного текста). Например, в протоколе написано, что он не возражал против фото- и видеосъемки, на диктофонной записи слышно, что он возражает.
— Я не взяточник, я честный человек, — высказался Озернов.
Его речь длилась более часа, он зачитывал каждый пункт. Слушатели успели даже задремать, но нельзя не отметить, что был он очень убедителен. Последнее слово вышло емким: «За всю жизнь я не взял ни одной копейки ни у кого и никогда. Наоборот, часто приходилось вкладывать собственные денежные средства, чтобы наша область выглядела достойно на федеральном уровне. Я честно выполнял свою работу на протяжении 20 лет. Мне больше нечего сказать».
В итоге апелляционные жалобы и представление остались без удовлетворения, приговор Ленинского районного суда — без изменений.
После заседания Александр Паулов сказал, что с решением они не согласны.
— Озернов ознакомится с протоколом и аудиозаписями с заседания. Надеюсь, здесь замечаний будет меньше, а не 446. После этого в течение месяца нами будет подготовлена кассационная жалоба, мы ее направим в шестой кассационный суд Самары. Они последний год активно ломают приговоры, в том числе и Ульяновского областного суда. Поэтому ничего страшного нет. Дальше еще две инстанции: надзор Верховного суда и президиум Верховного суда. Просто, когда явный «ляп», а суд отворачивается... Если бы сейчас суд занялся подсчетом всех документов, дело бы развалилось полностью.
Елена Скворцова