Такого в новейшей истории Ульяновска еще не было: на главной площади города – огромные краны, на них – скандальные транспаранты; массовый стихийный митинг, собравший представителей нескольких регионов; силовой прорыв в здание мэрии, едва не закончившийся трагедией. В минувшую пятницу силами местных коммунистов была организована одна из самых масштабных протестных акций, итоги которой еще долго предстоит разбирать. Мы начинаем сегодня – останавливаемся на событиях и людях, которые нас удивили. Или, наоборот, были совершенно предсказуемыми.
Мало местных
Удивил ульяновский обком КПРФ, который не смог мобилизовать местных партийцев на участие в протесте и был вынужден привозить сторонников из соседних регионов. Из 300 человек, пришедших погневаться на Соборную, только 30-50 были ульяновцами. Остальные прикатили из Самары, Саранска и других поволжских городов. То ли подустали земляки Ленина и Куринного ходить на бесконечные демонстрации, то ли надоели им однообразные и оторванные от реальности лозунги, то ли серьезно разочаровались в руководстве. Казалось бы, все есть у местных красных, чтобы формировать собственную конструктивную повестку дня, даже собственный депутат в Госдуме. Но нет, никаких изменений, никакого развития: «Долой царя, вся власть Советам!». От того и резкое сокращение сторонников, которое пришлось компенсировать иногородним десантом.
Понаехали
О «десантниках» тоже следует сказать, они тоже удивили. Во-первых, своим составом. Одним из организаторов самарской делегации стал депутат тамошнего ЗСО Михаил Матвеев. Об этом человеке широкие массы узнали в 2007 году как о создателе регионального движения «За Путина!». Потом его непонятным ветром занесло в КПРФ, где он организовал новое неформальное движение – на этот раз против самарского губернатора Меркушкина. Оказавшись в оппозиции, Матвеев с большим трудом оформил себе депутатское кресло (помогли навыки профессионального политтехнолога, которым он ранее являлся), и теперь покидает его лишь в экстренных случаях – когда нужно, например, съездить в Ульяновск и навести там шороху. Пензенских «протестантов» зазывал на защиту Ленина пресс-секретарь тамошнего «Левого фронта» Сергей Падалкин, который в свое время обокрал пензенских коммунистов (будучи членом актива!), был разоблачен и осужден. Удивительный человек!
Автобусы со сторонниками коммунистической идеи прибыли также из Мордовии, Чувашии и Саратовской области. Видмо, на своих территориях они все уже отстояли и отвоевали, других вопросов не осталось – поехали спасать многострадальный Ульяновск. Удивительного сочувствия люди.
Андреев и его кунг-фу
Один из наиболее удивительных персонажей «безумной пятницы» - это, безусловно, и.о. главы Ульяновска Вадим Андреев. С одной стороны, нельзя не отдать должное последовательности и хладнокровию Вадима Ивановича. После первого переименования (пл. Ленина в Соборную) он уже стал главным «врагом народа» - и с воинственными «ходоками» во главе с Айратом Гибатдиновым встречался, и многократное «Да ты кто ваще? Да ты никто ваще!» выслушивал, и в оппозиционной прессе полоскался на все лады. Под этим напором Андреев не только не сломался, но и пошел дальше. Накануне волнений он подписал указ о втором переименовании (площади 100-летия в площадь Ленина), а в момент их разгара единственный из городских и областных чиновников вышел к толпе, уверенно, просто и ясно высказал очевидное: акция не санкционирована, устроена не для решения насущных проблем, а для политического пиара в преддверии выборов. Он также попросил всех присутствовавших не поддаваться на провокации и быть осторожными, так как на несогласованных митингах может произойти что угодно.
С другой стороны, Вадим Андреев упустил уникальный шанс стать героем и мучеником. Когда на сцену выскочил орущий стеклянноглазый мужик в камуфляже, который, по некоторым данным, замешан в многочисленных поджогах и дебошах, Андреев продемонстрировал свое прекрасное кунг-фу и изящно уклонился от нападавшего. А вот не надо было! Надо было прям очками на кулак, да чтоб кровь из носа. Одним простым, но очень смелым движением Андреев мог склонить чашу общественного мнения на свою сторону и стать реальным бойцом за историческую справедливость и правопорядок. Но инстинкты отличника взяли свое, и эффектной концовки не получилось. Можно представить, как теперь Андреев сожалеет об упущенном моменте.
Праздник непослушания
Два крана на центральной площади города стали внушительной и вызывающей декорацией к протестным волнениям. Подопечным Куринного удалось загнать их на площадь рано утром, еще до того, как она была оцеплена полицией для проведения отправки сводного подразделения ульяновской полиции в Саранск, чтобы обеспечивать безопасность во время Чемпионата мира по футболу. Данное мероприятие было запланировано на 10.00, а «встреча с депутатами», под которую Алексей Куринный замаскировал свой флеш-моб, - на 12.00. Чтобы разобраться с кранами (которым, конечно же, не место на центральной площади города) у уполномоченных структур было несколько часов. Почему охрана Дома правительства не отреагировала сразу? Если отреагировала и сообщила в полицию и ГИБДД, то почему не были приняты меры? Какая-то удивительная беспечность, которая, по идее, могла привести к несчастным случаям. Праздник непослушания как он есть.
Подкуровский Прометей
По идее, должен был удивить, но совсем не удивил Наири Чатинян. Яркая, но безумная затея с кранами удалась лишь в силу стечения обстоятельств и беспечности отдельных стражей порядка. Казалось бы, такую шальную победу нужно развивать и использовать! Но «простой житель Подкуровки» сразу соскользнул на уже заезженные рельсы – начал копировать «цемзаводные» приемы. Там голодали до тех пор, пока Морозов не приедет, а тут приковали себя цепями к кранам и пообещали не отковываться до обратного переименования площади. Ну никак данный акционизм не дотягивал до надписи «Путин, помоги!», выложенной штукотелами на тереньгульских просторах. Чатинян восседал рядом с краном, широко расставив ноги и не менее широко улыбаясь – совсем не как возмущенный протестующий, а как матерый интернет-тролль. Даже всегда сочувствующие любым протестующим пользователи соцсетей не могли сдержать иронии – возникла дискуссия о том, как решается вопрос с необходимостью время от времени ходить в туалет. Под себя? В памперсы? В пластиковую бутылку? На минутку отковаться и в кусты? Кто-то из самых ехидных фейсбучников назвал Чатиняна подкуровским Прометеем. В общем, все, что угодно, кроме серьезной реакции.
Племя, за мной!
Алексей Куринный одновременно и удивил, и не удивил. Его маневры вокруг мэрии просто не поддаются никакому логическому объяснению. Он – депутат Госдумы, его спутники – тоже депутаты. Они могли беспрепятственно войти в здание через главный вход, чинно и величаво, как полагается народным избранникам федерального уровня. Вместо этого Куринный обошел здание и пролез через какую-то собачью нору за забор горадминистрации, да еще и увлек за собой коллег. Может, это экскурсия у них была? Может, новомодный квест «Устрой революцию на родине Ленина»?
С тех пор, как глава обкома обзавелся депутатским правом проникать в любое публичное здание, он эксплуатирует эту норму по поводу и без повода. Причем весьма специфически ее понимая: «Я – это значит я и еще вот эта толпа, которая идет вслед за мной». Много копий сейчас ломается вокруг случая с опрокинутым на ступеньки Егоровым. Одни говорят, что Куринного толкнули, и он невольно налег на муниципального служащего. Другие утверждают, что толчок был умышленный.
На самом деле это совершенно не важно – Куринный точно виноват, ведь именно он устроил давку перед турникетом. Захоти он войти в мэрию сам, или даже с депутатами-гостями из Москвы, никто бы не стал ему препятствовать. Но «вождь» тянул за собой целое улюлюкающее «племя», и охрана просто не имела права пропускать их в здание. Отсюда - столпотворение и возникновение опасной ситуации, повлекшие за собой травму человека.
Не смешно
В то самое время, когда толпа штурмовала мэрию чтобы поговорить с Андреевым, сам Андреев ждал коммунистов в Мемцентре на круглом столе, посвященном грядущему празднованию 150-летия со дня рождения Ленина. Не просто ждал, а вызванивал и писал СМС Куринному и Гибатдиннову. А за несколько дней до этого отправил им и московским депутатам-коммунистам официальные приглашения на это мероприятие. Но для некоторых процесс силового прорыва гораздо важнее результативного разговора, и поэтому случилось то, что случилось – человек в больнице. И это очень неприятно удивляет.
Не удивило же очередное использование пошлейшей «фотожабы», превращающей губернатора Морозова в лицо, похожее на Адольфа Гитлера. Недалекий Куринный не понимает, что оскорбляет он не своего политического оппонента, а православную церковь. Ведь фактически он дает понять, что возвращение традиционного, связанного с христианской верой наименования равно фашистскому преступлению.
Влад ГРАДОВ