27.07.2019, 09:00
Не по морям, но по волнам

8 мая 1906 года Симбирская городская дума утвердила устав кружка парусного и гребного спорта, включив его в реестр обществ и союзов города.

Учредителями новорожденного общества были сплошь представители городской интеллигенции: присяжный поверенный Виктор Феофанович Соколов, кандидаты на судебные должности Иван Иванович Ищерский и Владимир Павлович Мартынов, губернский секретарь Сергей Евгеньевич Разумов, коллежский советник, доктор медицины Илья Александрович Стрелков, надворные советники Федор Александрович Дивногорский и Владимир Федорович Соловьев, а также Николай Степанович Касаринов.

Целью провозглашалось «распространение в обществе охоты к плаванию на гребных, парусных и паровых судах, умение на них управляться, улучшение постройки судов и изучение вообще речного дела». Для этого кружок «учреждает гонки судов, назначает маневры, устраивает беседы по предметам, относящимся до речного дела, строит и покупает по силе средств суда и модели, заботиться об устройстве собственной шлюпочной мастерской. Кроме того, кружок имеет в виду, как полезное вспомогательное средство при своих занятиях, изучение всякого рода гимнастических упражнений и игр, так, например: плаванья, катанья на коньках, фехтования, бега на лыжах и т.п.».

Во главе кружка стоял командор, избиравшийся на год из числа членов объединения. А его членами могли стать лица всех сословий, достигшие 20-летнего возраста, за исключением воспитанников средних и низших учебных заведений. Кроме них, в кружок не допускались «те дамы, присутствие которых оскорбительно для семейств г.г. членов». Что имелось в виду, можно только догадываться.

Единовременный взнос при вступлении составлял 10 рублей, ежегодный – 6 рублей. В уставе особо отмечалось, что азартные игры в помещении кружка категорически не допускаются.

Что касается плавсредств, то они «…суть общественные или частные. Первые приобретаются на средства кружка и находятся в ведении комитета. Они, как гребные, так и парусные, предназначаются для надобностей кружка, в том числе для практических занятий его членов. Парусные выдаются не иначе, как членам кружка, признанными опытными в управлении ими. Вторые находятся в полном распоряжении своих владельцев, которые обязаны содержать их в исправности и опрятном виде».

Однако все эти суда, независимо от их принадлежности, должны были иметь свою гавань. И 22 мая того же года дума решила «отвести бесплатно кружку парусного и гребного спорта место для постановки дебаркадера на одну навигацию ниже пристани «Дружба».

В дальнейшем такие решения принимались ежегодно. Но не всегда единогласно. Так, на заседании думы в апреле 1909 года гласный И.И. Стеклов заявил, что не видит оснований к даровому отводу места, поскольку это общество существует для людей зажиточных, и ничем полезным по отношению к населению оно себя не проявило. Поэтому, считал гласный, следует назначить плату за пристань в 100-150 рублей, которые кружок, несомненно, заплатить может.

Коллегу поддержал гласный И.М. Сахаров. По его мнению, занятие гребным спортом доступно лишь людям богатым, а «так как пользы от этого мы не видали, то назначение небольшой платы возможно».

Против высказались члены кружка и некоторые другие гласные. В конце концов, дума назначила ежегодную плату по 100 рублей. Однако это решение продержалось недолго, и в июле того же года «из-за недостатка средств у кружка» плата была снижена в 2 раза. «За» проголосовало 22 гласных, «против» – 6.

Видимо, это спасло кружок от разорения, позволив ему существовать дальше. Во всяком случае, 22 декабря 1911 года газета «Волжские вести» сообщила о том, что «комитет кружка парусного и гребного спорта с 1 января предполагает оборудовать на одной из окраин города станцию, как место сборного пункта и отдыха лыжистов и помещение для хранения лыж. Помещением могут пользоваться кроме г.г. членов кружка и их семейств также и посторонния лица на правах гостей. Сезонные билеты для г. гостей - 2 рубля, учащимся – 1 рубль».

А 12 августа 1912 года «Симбирянин» известил горожан о том, что в парке кружка Колки (Колками в то время назывался лесной массив на волжском косогоре в районе современной улицы Тухачевского) открыта площадка для игры в лаун-теннис (старое название современного большого тенниса). Окончательную черту под детищем симбирских любителей водных прогулок подвела революция.

По материалам Государственного архива Ульяновской области

Главные темы
Провокация? Гендиректор «Молочных продуктов «Русагро» осталась под арестом
Гербы Ульяновского края: от корон до бобров
«Ветры перемен» на симбирской горе: как небанально узнать историю
Не хочу учиться, а хочу трудиться: школьники, страшась ЕГЭ, нашли альтернативу высшему образованию
На ульяновский симпозиум съехались технологи станкостроения со всей России