Климатический эксперимент, который проводится в Сахалинской области, стал ключевой темой международного форума, организованного на площадке «Сахалин Экспо» в дронопорте «Пушистый».
Участниками масштабного мероприятия стали более 300 представителей бизнеса – те, кто проводит эксперимент по установлению углеродного баланса выбросов и поглощений парниковых газов, поставляет для этого оборудование и технологические решения, а также представители федеральных и региональных органов власти, ответственных за политику углеродного регулирования.
Форум «Острова устойчивого развития. Климатический аспект» стал местом для обсуждения самых острых и значимых вопросов будущего национального углеродного регулирования. Сахалинский эксперимент в перспективе планируется масштабировать на регионы России, а затем и на другие страны.
Программу по ограничению выбросов парниковых газов Сахалинская область реализует с 2019 года. За шесть лет в регионе в три раза уменьшились выбросы и на 30% выросла экономика. По сути, эксперимент показал, что достигнуть цели можно при росте ВРП.
– Борьба за углеродную нейтральность не нанесла ущерб экономике, а наоборот, дала импульс устойчивому развитию и технологическому суверенитету. Сегодня Южно-Сахалинск находится в первой десятке среди столиц регионов и по показателям экологического благополучия. Опыт, который нарабатывается у нас при поддержке научного сообщества и крупных компаний, может стать основой для разработки климатической стратегии России, — отметил сахалинский губернатор Валерий Лимаренко.
Что именно сделали в регионе? Занялись масштабной газификацией (это самый экономичный способ сокращать выбросы), перевели на «голубое топливо» свыше 5,5 тысячи автомобилей, 400 маршрутных автобусов, 100 единиц грузовой техники. В итоге, как было заявлено на форуме, Сахалинская область первой в России достигла углеродной нейтральности.
О значимости климатической повестки заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников. Он отметил, что это «долгосрочный приоритет», от которого зависит конкурентоспособность российской продукции за рубежом, а также участие страны в формировании новых рынков. Например, по производству продукции с низким углеродным следом — алюминия, лития, удобрений, нефтехимии, а также атомная и гидроэнергетика.
Интересно, что для прогнозирования выбросов и установления квот впервые в стране была использована расширенная углеродная отчетность. Не исключено, что она станет привычной и для других российских предприятий.
Андрей Арсентьев