Нездоровый карьеризм подвел замначальника колонии № 10 Михаила Васканяна. Два года назад, стремясь в кресло посолиднее, он скрыл нападение зека на охранника. Теперь наблюдает за бытом заключенных с другой стороны тюремной двери.
В августе 2019 года замначальника колонии №10 Михаила Васканяна поставили временно управлять колонией № 3 в Димитровграде. Новоиспеченный начальник был не прочь задержаться в высокой должности и очень обрадовался, когда соответствующие бумаги на его согласование ушли в Москву. Но тут некстати набедокурили зеки: в сентябре того же года после команды «Отбой» пошли к стене ловить переброс и были застигнуты охранниками. Один сиделец дал деру от сотрудников и, отбиваясь, толкнул кого-то из них в грудь — а это уже «уголовка».
Васканян, узнав о ЧП, во имя своей репутации и будущего повышения удалил видеозапись и не стал сообщать начальству, выяснило следствие. Однако допустил оплошность: ролик исчез с его компьютера, но остался на регистраторе — сотрудники носят такие, чтобы фиксировать происходящее в колонии. Спустя полгода запись случайно всплыла при проверке архива учреждения, загубив все старания Васканяна по педалированию своей карьеры.
Беда не приходит одна, и позже руководителя ИК привлекли еще за один эпизод, случившийся через месяц после удаления видео. В колонии отбывали наказание три брата — граждане Азербайджана. Двое вышли пораньше, одному оставалось досиживать за разбой четыре месяца. Срок оставался маленький, мужчина характеризовался положительно, и Васканян увидел здесь возможность. Он предложил за 250 тысяч рублей помочь заключенному покинуть тюремные стены условно-досрочно и избежать депортации на родину. На самом деле таких полномочий он не имел, выпускать по УДО — компетенция суда, но заключенному с высокой долей вероятности одобрили бы раннее освобождение — а Васканян, ничего, по сути, не делая, присвоил бы себе результат и деньги.
Братья заключенного вызвались за него заплатить, сначала перевели 50 тысяч, потом посредник повез еще 200 тысяч наличкой в Димитровград, где их забрал тесть Васканяна. Осужденному действительно одобрили УДО, однако после освобождения повезли в спецпункт готовить к положенной депортации. Он запаниковал: ведь не должны были — заплачено! Стал звонить братьям, те возмутились и написали в органы заявление на не выполнившего условия сделки Васканяна.
Дело вели сотрудники регионального СУ СКР. Руководителя колонии обвинили по двум статьям: злоупотребление полномочиями и мошенничество с использованием служебного положения. Должность начальника он, естественно, так и не получил. В марте 2020 года вернулся в заместители, а затем и вовсе покинул УФСИН.
Васканян — крайний справа.
С приговором не согласны ни защита, ни обвинение. Адвокат планирует добиваться отмены, прокурор — ужесточения наказания. «С учетом того, что я настаивал на четырех годах лишения свободы, после получения приговора на него будет внесено апелляционное представление», — прокомментировал Петр Чугунов.
Андрей Семёнов