25 марта в России отмечают профессиональный праздник работники культуры – сотрудники музеев и библиотек, специалисты дворцов и домов культуры и другие творческие деятели. Сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» рассказали, как они попали в профессию, и что им запомнилось из практики.
Из учителей – в заведующие музеемметодист Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», ранее – заведующая музеем «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева».
Что нравится в работе: радость от общения с детьми и взрослыми; знакомство с людьми различных творческих профессий; эмоции от осознания, что получилось сделать мероприятие интересным для других; желание поделиться тем, что знаешь.
По первому образованию – педагог, музыкальный руководитель детского сада, руководитель школьной театральной студии. С детства хотела стать учителем.
– Я никогда не думала о работе в музее, но историей, искусством и литературой увлекалась всегда. Интересна история моего появления в Музее-заповеднике «Родина В.И. Ленина». После вынужденного ухода из школы (я работала учителем музыки 5 лет, и это мне нравилось) я от Центра занятости обучалась на курсах «Секретарей-референтов». Первый шаг, который приблизил меня к музею – это создание учебной презентации на компьютере, во время которой я почему-то выбрала музейную тематику. Второй шаг – экскурсия в один из ульяновских музеев, также организованная во время обучения, на которой я задалась вопросом: «Интересно, а где обучают на экскурсоводов?».
После успешного окончания курсов я подала объявление в газету «Работа для вас» и получила отклик. Это были сотрудники музея «Метеорологическая станция Симбирска», которым требовался смотритель – человек, следящий за порядком в музейных залах. Так неожиданно для себя (но сейчас уверена, что совсем неслучайно) я оказалась на работе в музее.
Затем стала сотрудником музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева». Через некоторое время – заведующей этим музеем, с которым связала жизнь почти на 18 лет. Очень рада, что музей, ставший за эти годы родным, я передала молодому творческому коллективу, в котором уверена.
Сейчас я методист. Мне доверили передавать свой опыт молодым сотрудникам Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина», которых, к радости, у нас немало.
старший научный сотрудник музейного комплекса «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска», включающего в себя четыре музейных объекта: «Архитектура эпохи модерна в Симбирске», ИАК «Симбирская засечная черта, «Дом-ателье архитектора Ф.Ливчака, «Градостроительство и архитектура Симбирска-Ульяновска». С 2003 по 2007 годы была заведующей музеем «Симбирская фотография».
Что нравится в работе: «Профессия музейщика открывает новые грани личности, делает работу разнообразной. Культура, искусство, модерн всегда были в зоне моего повышенного интереса как студентки, так и учителя истории».
С 1991 до 2000 годы работала учителем истории в гимназии № 1. В Музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» Наталью Зубкову пригласил бывший в ту пору директором Александр Николаевич Зубов.
– Интерес стал моей профессией. Кроме того, в школьном музее, созданном в гимназии, где учился В.И. Ленин, я с 11 лет водила экскурсии как экскурсовод, в 16 лет стала городским экскурсоводом. Что пожелать культуре? Остаться культурой, преодолеть напор времени, в котором документальная формализация и «искусственный интеллект» пытаются занять единственное место.
Экскурсия для Ирины Муравьевойстарший научный сотрудник (до 2023 года – заведующая) музея «Симбирская классическая гимназия».
Что нравится в работе: разнообразие видов деятельности («Исследователь – во время работы в архиве и на научных конференциях, экспозиционер и дизайнер – во время создания выставок, музейный педагог, а во время мастер-классов – и художник. Где ещё возможно такое совмещение!»); контакты и встречи с интересными людьми.
– В школьные годы любимыми предметами были история и литература, с выбором специальности определилась достаточно рано. Ещё в юные годы работала в Совете музея ордена Ленина средней школы №1 им. В.И. Ленина, водила экскурсии, занималась, как и все члены Совета музея, поисковой и исследовательской работой, вела переписку с выпускниками Симбирской гимназии, которые в 1970-е активно сотрудничали со школьным музеем. После окончания института несколько лет преподавала историю, а в 1984 году, когда был создан Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» пришла на работу в научно-исследовательский отдел с целью создания новой музейной экспозиции в гимназии.
Несколько лет назад наш музей посетила Народная артистка Ирина Муравьёва. Она с огромным интересом познакомилась с нашим музеем и блестяще сыграла в финале, спросив: «А в каком году взорвался Везувий?». За много лет работы в музее практически не было вопросов, на которые я не могла бы быстро ответить. Это был один из них. Оказывается, она просто посмотрела текст на учебной картине в 7-м классе…
Фотограф для музея фотографииэкскурсовод музея «Симбирская фотография».
Что нравится в работе: возможность сочетать несочетаемое, привлекать новую аудиторию, создавать новые программы.
– Я закончила экономический факультет УлГТУ по направлению «Коммерция (торговое дело)». Политех – сильный университет. Мне повезло с преподавателями, которые уже во время учёбы вдохновили на запуск первого, пусть и маленького, но собственного дела, и сразу в сфере творческих индустрий. Параллельно с учёбой я координировала выставки, делала персональные, занималась лофт-менеджментом, созданием «Квартала».
Музейная история в моей жизни началась с неожиданного предложения воссоздать один музей, на что я ответила, что «никогда не делала музеи». Так был перезапущен Музей балалайки. С недавнего времени я работаю в музее «Симбирская фотография», что очень созвучно моей профессией фотографа.
Удивляют молодостьюСамые молодые сотрудники Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина» трудятся в музее «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева».
научный сотрудник музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева».
Что нравится в работе: «Радует то, что ты не сидишь на месте, постоянно что-то делаешь: проводишь экскурсии, разрабатываешь программы, организовываешь мероприятия, открываешь выставки, заводишь новые знакомства. Многие представляют, что музей – это скучно, неинтересно, но это не так. Придя работать туда, я поняла, что до этого моя жизнь явно была не такой интересной».
– В 9 классе я участвовала в школьном проекте «Жизнь и творчество А.А. Пластова», и моим заданием было подготовить экскурсию по картинам «Ужин трактористов» и «Сенокос». Для этого я ездила в музей А.А. Пластова: слушала экскурсию, записывала информацию, а главное – подмечала, как ведут экскурсию. После этого поняла, что хочу работать экскурсоводом. На тот момент я еще не знала, что в Ульяновске можно получить такое образование, поэтому подумала, что стану учителем, буду интересно рассказывать историю детям.
Судьба распорядилась иначе. Из-за недостаточного количества баллов я не поступила на направление «Учитель истории и обществознания», но узнала о направлении «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». В процессе учёбы я начала посещать музеи, ходить на практику и поняла, что это моё. На 4 курсе уже работала в Историко-этнографическом комплексе «Торговля и ремёсла Симбирска к. XIX – нач. XX вв.», который входит в состав Музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».
У меня есть две интересные истории, связанные с работой. Например, в первый год я проводила экскурсию для школьных лагерей, где были младшеклассники. После экскурсии один мальчик подарил мне букетик одуванчиков и сказал, что ему понравилась экскурсия, и он обязательно придёт к нам еще раз. Так что работа в музее – благодарная работа.
А недавно мы с коллегой выезжали в детский сад для проведения культурно-просветительного занятия, и нас приняли за студенток-практиканток. Многие до сих пор удивляются, что в музее работают молодые сотрудники.
экскурсовод музея «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева».
Что нравится в работе: возможность узнавать интересные факты из истории нашего края, делиться ими, способствовать формированию интереса у подрастающего поколения к наследию.
– В феврале 2023 года к нам на занятие в музей привели ребят из детского сада. Один мальчик задал мне вопрос: «Вы экскурсовод?». Когда я подтвердил его догадку, он отреагировал так: «Ого! Мальчик-экскурсовод!», после чего пошел делиться этой новостью со своими друзьями.
С Днём работника культуры!Общее бытующее заблуждение – что работа в музее «спокойная и лёгкая!» – вызывает у нас недоумение. Если составить образ сотрудника нашего Музея-заповедника, то это: хранитель-реставратор, исследователь-учёный, писатель, поэт, певец, блестящий лектор – оратор, агитатор, аниматор, художник, дизайнер, мастер-ремесленник, дворник, уборщик, грузчик, садовник, маркетолог-рекламщик, пресс-секретарь, фотограф, smm-щик, при этом альтруист, обладающий устойчивой нервной системой, безумно любящий свою профессию и свой город!
Коллеги, вы самые талантливые и самые лучшие! Творческого вдохновения! Будьте счастливы всегда!
заместитель директора Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина»
Оксана Соловей
Татьяна Лисицына