Ульяновский завод железобетонных изделий-4 снова столкнулся с угрозой банкротства - в арбитражный суд поступил иск от московского АО "Строительно-монтажный поезд №643". На предприятии заявляют о тяжелом финансовом положении - завод долго простаивал, там не хватает рабочих рук, а его гендиректор Сергей Лукьянов плохо себя чувствует и не выходит на связь даже с представителями регионального минстроя, готового помочь заводу с более чем 40-летней историей остаться на плаву.
В середине июля московское АО "Строительно-монтажный поезд №643" (строительство жилых и нежилых зданий) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании завода ЖБИ-4 банкротом. Сумма долга ЖБИ-4 перед СМП №643 составляет 1,717 млн рублей. При этом СМП №643, в свою очередь, сам находится в стадии ликвидации (конкурсный управляющий - Валерий Макаров). Следующее заседание по иску о банкротстве назначено на 26 августа.
По данным kartoteka.ru, предприятие находится в глубоком финансовом кризисе. Размер кредиторской задолженности велик, предприятие не в состоянии расплатиться по своим обязательствам, финансовая устойчивость практически полностью утрачена. Значение показателя "рентабельность собственного капитала" не позволяет надеяться на улучшение, даже в случае коренного изменения финансово-хозяйственной деятельности.
В 2013 году ЖБИ-4 еще приносил прибыль - 12 млн рублей, а на следующий год резко скатился в убытки, показав те же самые 12 млн, но со знаком "минус". В 2015 году убытки предприятия составили уже 34 млн рублей, с этими же показателями завод завершил и 2017 год. При этом выручка ЖБИ-4 с 378 млн рублей в 2013 году последовательно снижалась: до 293 млн в 2015-м, 216 млн в 2016-м и наконец достигла дна в 2017 году - 78 млн рублей.
Проблемы на предприятии и в самом деле начались с 2014 года. В 2016-м на заводе задерживали зарплату, долг предприятия перед сотрудниками составлял более 6 млн рублей, на его гендиректора и основного владельца, заслуженного строителя РФ Сергея Лукьянова завели административное дело и дисквалифицировали на год. В 2017 году ЖБИ-4 пытались обанкротить за неуплату налогов.
Сергей Лукьянов
Из неофициальных источников известно, что Лукьянов в последние полгода часто выпивает, этой зимой он признавался, что коллектив завода разбегается, а оборудование приходится распродавать, чтобы расплатиться с долгами. Во всех бедах директор винил местную власть, которая создает преференции для самарцев вместо того, чтобы поддерживать своих.
- Мы с ними работаем, при возможности «подбрасываем» контракты. У нас нет никакого интереса в их банкротстве, мы пытаемся этого не допустить. Наоборот, мы заинтересованы во всех предприятиях строительной отрасли, в том числе и в сохранении ЖБИ-4. Во-первых, это рабочие места, во-вторых, мы взяли такие темпы строительства, промышленного и жилого, что нужны все производства, чтобы их выполнить. Тем более это старейшее ульяновское предприятие.
Сейчас региональные власти разыскивают Сергея Лукьянова, чтобы протянуть ему руку помощи, однако он не выходит на связь.
Действительно, все телефоны, указанные на сайте ЖБИ-4, отключены. Генеральный директор Сергей Лукьянов сбрасывает звонки на мобильный. По домашнему телефону отвечает жена, которая говорит, что "Сергей Алексеевич плохо себя чувствует". Источник 73online.ru из числа менеджмента предприятия утверждает, что банкротиться ЖБИ-4 не собирается, хотя ситуация действительно сложная: завод простаивал почти полгода, только в мае появились заказы. На данный момент на предприятии работает 40 человек, остро не хватает квалифицированных кадров. Тем не менее, руководство рассчитывает, что сможет решить судебные проблемы.
Эксперты 73online.ru склонны считать, что в бедах завода больше виноваты внутренние, а не внешние обстоятельства.
- Объемы строительных работ, в том числе количество вводимого в строй жилья в РФ, с 2014 года существенно замедлили темпы роста, а в последние три года в среднем показывали умеренное снижение, - комментирует эксперт-аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. - Впрочем, в различных регионах в разные годы динамика была достаточно разнонаправленной в связи с началом или окончанием возведения инфраструктурных объектов, чтобы однозначно судить о негативной тенденции в строительной отрасли. Во всяком случае, положение в отрасли не столь плачевно, как у ЖБИ-4, с 2014 года демонстрирующего хронически убыточную деятельность и накапливающего большие объемы кредиторской задолженности. Это рано или поздно, но неизбежно привело бы предприятие к банкротству. Да, в строительной отрасли есть проблемы, но на них вряд ли можно списать проблемы ЖБИ-4. Скорее, это просчеты менеджмента предприятия. В рыночных условиях конкуренция между производителями строительных конструкций достаточно высока, вероятно, предприятие не сумело вовремя перестроить свою деятельность, модернизировать производство и изменить номенклатуру продукции в соответствии с изменяющимся спросом, и попросту оказалось неэффективным.
Справка 73online.ru:
Завод ЖБИ-4 начал работать в 1977 году. Основной вид деятельности — производство сборных железобетонных изделий промышленного и гражданского строительства, товарного бетона и раствора, фундаментных блоков, тротуарной плитки. ЖБИ-4 располагает производственными мощностями для выпуска более 70 тысяч кубометров железобетона в год. В 1995 году завод вошел в список 5 тысяч ведущих предприятий страны. За достижение лучших показателей в области качества и услуг ЖБИ-4 присвоен статус «Лидера российской экономики», а в 2006 году завод был признан «Лучшей компанией года». Продукция ЖБИ-4 использовалась при строительстве корпусов УлГУ и УлГАУ, ряда торговых центров, фабрики «Элегант» на улице Радищева, мельничного комплекса по переработке зерна на ст. Охотничья, радиологического комплекса областной больницы, физкультурно-оздоровительного комплекса УлГУ и других крупных объектов региона. С 1992 года АО "ЖБИ-4" руководит заслуженный строитель РФ Сергей Лукьянов. Акции предприятия принадлежат трудовому коллективу (352 акционера, по данным kartoteka.ru), контрольный пакет (87,88 % акций) принадлежит гендиректору.
Александр Стрельцов