28.11.2019, 12:30
Министру Вавилину - 38: "Моя жизнь похожа на фильм "Человек с бульвара Капуцинов"

Сегодня 38-й день рождения отмечает министр промышленности и транспорта Ульяновской области Дмитрий Вавилин - молодой чиновник, который делает акцент в своей работе не на словах, а на деле. 73online.ru встретился с министром накануне праздника, чтобы задать самые важные вопросы и раскрыть его с другой стороны. И кажется, нам это удалось. Поздравляем Дмитрия Вавилина с днем рождения, желаем успехов и публикуем эксклюзивное интервью.

Дмитрий Вавилин стал министром в конце 2016 года. Свой трудовой путь в минтрансе он прошел от главного специалиста, не пропустив ни одной ступени карьерной лестницы, чем очень гордится. В разговоре с корресподентом 73online.ru руководитель ведомства рассказал, что главное в его работе - это сплоченная команда, трудолюбие, честность и нацеленность на результат. Впрочем, сейчас успехи Вавилина признают и в федеральном центре - Ульяновская область отмечена в числе лидеров по выполнению национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги". Что касается личного, то Дмитрий Вавилин признался: в нем до сих пор живет детская мечта заняться автоспортом, он готов сделать татуировку на теле с именем любимой женщины, а его жизнь похожа на советский вестерн в стиле дикого запада "Человек с бульвара Капуцинов".

При встрече с журналистом Вавилин заметил суету подчиненных в преддверии его дня рождения, но сразу отметил, что никаких подарков не приемлет и даже поручил на входе в министерство установить камеру видеонаблюдения.

- Без шуток! На проходной дана команда охранникам, чтобы никто ни с какими пакетами не проходил.

- Когда команда становится большой, приходит понимание, что нужны сильные системные люди. В условиях дефицита первоклассных специалистов вы чувствуете в них острую потребность?

- Очень рад такому вопросу. Редко, когда он задается. Один в поле не воин, никаких серьезных результатов невозможно добиться в одиночку. Мы это уже проходили не один раз. В предыдущие годы мы 30-40% недорабатывали по документам, не получали серьезные деньги из федерального центра. Здесь на первое место реально выходит команда. Сегодня в России выигрывают те субъекты, в которых команда работает четко. Не так давно работал в Москве в минтрансе с участием госкорпораций и услышал подтверждение этим словам. Конечно, в любой команде есть сильные и слабые стороны. Те результаты, которые Ульяновская область последние годы демонстрирует, говорят сами за себя, являются подтверждением нашего профессионализма. Сейчас все сотрудники проходят повышение квалификации, например, транспортный блок на треть профессионально переобучился. На следующий год уже привлекаем организации столичного уровня, профессиональные институты, чтобы готовить кадры под те требования, которые нам предъявляет Москва.

- Ульяновская область как себя чувствует на фоне других регионов?

- Мы точно заметны. Про Ульяновскую область говорят с позитивом в каждом министерстве РФ. В Москве только что закончился Международный деловой форум "Транспортная неделя". К нашей делегации подходили потенциальные партнеры со всей страны с просьбой обратить внимание на их продукцию и технологии со словами, что они слышали об ульяновских инициативах. Не скрою, что и от федеральных структур были лестные отзывы. Но это не повод расслабляться! Сегодня у нас есть уникальный кредит доверия, когда с регионом готовы работать и когда его ждут. Эту возможность упускать нельзя, чтобы по максимуму решить те проблемы, которые у нас есть. Ситуация сейчас очень благоприятная.

- Какие профессиональные компетенции и человеческие качества важны для вас в первую очередь?

- В первую очередь это добросовестное отношение к работе, чтобы сотрудник не шел сюда как на каторгу. Если у человека душа болит за дело, то он полезен. Может быть, он не все знает или успевает, но он обязательно хочет научиться, и у него есть это стремление. Когда человек горит и желает чего-то достичь для общего дела, то с этим человеком нам по пути. Во-вторых, важно быть порядочным, не обманывать. Высокие требования предъявляем ко всем специалистам, в том числе к юристам, ведь законы постоянно меняются. Большая потребность сегодня в кураторе на автомобильные дороги - человеке, который должен понимать технологию ремонта и содержания, следить и принимать в итоге выполненные работы. Дефицит таких специалистов есть. Зарплаты на госслужбе невысокие, в бизнесе гораздо больше. С крупными предприятиями мы пока конкурировать не можем.

- Если потребуется, вы сами готовы встать вместе со своими подчиненными и выполнять самую низкоквалифицированную работу в отрасли?

- Абсолютно. Я в министерство пришел в 2006 году, начал работу на самой низкой должности, которая есть на госслужбе, - главный специалист-эксперт. Прошел все ступени, ни одну должность не перепрыгивал - сменял место за местом, это были транспорт и дороги. Я от и до знаю функционал каждого сотрудника. Для меня сегодня нет ни одной работы, в которой бы я не знал всех деталей. Дорожно-транспортная инфраструктура - это огромный комплекс, в котором мелочей не бывает. Каждый человек выполняет свою роль в нашем общем деле, поэтому я всегда готов встать рядом.

- Было хоть раз такое, что вы задумывались: «Наверное, я что-то делаю не так»?

- Было, как и у любого здравого человека и руководителя. Когда ты принимаешь решения, ты всегда оцениваешь все за и против. Риск принять неверное решение всегда есть. На практике у меня такое было - со временем я смотрю и вижу, что, возможно, нужно было поступить иначе. Но специфика работы такова, что наш результат можно оценить только спустя время.

- Каким образом вы принимаете решения? Легко ли вам это дается?

- Нелегко. Для меня основной принцип - это эффективность принятия решения, чтобы это все в конечном итоге принесло нашим жителям благо. Громко звучит, но это так. Приведу в пример пассажирские перевозки, когда есть непопулярные меры. В этой сфере невозможно угодить всем, ты всегда будешь обвинен одной из сторон: либо частными перевозчиками, либо пользователями услуг. Постоянно на таком балансе находиться сложно.

- Вы давно работаете во власти. У вас бывало такое, что хотелось на все махнуть рукой, уволиться и уйти в бизнес, например?

- Бывало. Но мое кредо заключается в том, что я никогда не покину Ульяновск. Это мне не позволяет сделать воспитание. Мои бабушки и дедушки были уважаемыми людьми, достойными, трудолюбивыми, всю жизнь проработали на ульяновской земле. Родители заложили в меня хороший базис. Я понимаю, что можно уехать и жить в каком-то другом городе, но здесь - мой дом, в широком смысле этого слова. Об этом я всегда говорю своим коллегам, чтобы удержать вокруг себя качественные кадры.

- Что самое главное произошло в Ульяновской области за последние 15 лет во власти, в отрасли, а также в вашей личной жизни и профессиональных отношениях?

- На мой взгляд, область изменилась кардинально. Мы тут живем, работаем и не замечаем перемен, которые происходят каждый день. Но тем не менее ключевые фиксируем. Об этом более выразительно говорят коллеги, которые когда-то покинули регион и приезжают сюда изредка: "Мы не узнаем Ульяновскую область". Город стал чище, зеленее, изменился с архитектурной точки зрения, по минимуму осталось неухоженных мест. Движение стало интенсивнее. Это принципиальные изменения, на мой взгляд.

- Разве у Ульяновска мог быть другой путь? Это же просто время диктует условия, все города развиваются.

- Губернатор неоднократно по этому поводу высказывался. Мы все понимаем, на каком перепутье Ульяновская область стояла. Комментировать не буду, поэтому отошлю к губернаторским тезисам. Лучше главы региона об этом никто не скажет. Уверен, что историки когда-нибудь об этом в учебниках напишут.

- Как бы вы определили свой стиль руководства?

- Мягкий и дающий право высказаться каждому.

- А вы кричите на подчиненных, ругаетесь матом?

- Иногда приходится. Но не мягко (смеется)! И грубо, и резко, и несдержанно. Все мы живые люди. Но это бывает редко.

- Вы обычно с легкостью можете уволить сотрудника или переживаете из-за этого?

- Всегда тяжело. На моей практике было увольнение всего четырех человек. Важен комплекс профессиональных и личных качеств. Если чувствуется непрофессионализм, то меняем направление - отправляем на переобучение и ищем другую работу. Если человеческие качества выражаются не с лучшей стороны, то все равно стараемся приспособиться. Увольнение - это крайняя мера. Четыре уволенных специалиста на моем веку - это немного, но не нужно забывать, что у нас жесткий профессиональный отбор при приеме на работу.

- Если бы у вас была возможность собрать всех сотрудников одномоментно и только минута, чтобы сказать им что-то действительно важное, что бы это было?

- Желаю всем побольше работы! Нечасто удается нам всем коллективом собраться - три-четыре раза в год, и я всегда высказываю это пожелание. Мы восстребованы тогда, когда делаем свою работу хорошо.

- Какая у вас специализация?

- Я изобретатель, инженер-конструктор машин, тракторов, окончил УлГТУ. Это был осознанный выбор профессии. Было много разных перспектив, но я выбрал машфак. Просто обожаю технику!

- Изобретатель? Круто! А что вы изобрели?

- У меня есть одно запатентованное изобретение. Это было на выпускном курсе политеха, я был соавтором со своим преподавателем Владимиром Парфеновым. Мы работали над улучшением системы смазки ведущих мостов автомобилей. Есть такое новшество, чтобы увеличить износостойкость деталей. Не знаю, используется ли это. Вряд ли, думаю. По крайней мере за патентными правами на использование пока никто не обращался. Но есть и альтернативные способы. А может быть, просто никто глубоко библиотеку изобретений не изучал (улыбается).

- Что вас вдохновляет на большое количество работы? Откуда берете энергию?

- Результаты. Это сильно воодушевляет. Часто от коллег мы слышим о том, что в таком режиме работать очень непросто. Энергия только в результате. Когда я только зашел на должность, в первый год приходилось спать по три часа. И руки опускались, и было желание уволиться. Было сложно, но только результаты вытаскивали! Сейчас я сплю уже немного больше, организм к режиму привык, больше ему и не требуется. Еще считаю, люди выгорают от отсутствия отпусков, отдыха и смены деятельности.

- Вы как свои отпуска проводите, кстати?

- Стараюсь кардинально сменить место и ритм жизни, насытиться новыми впечатлениями. Обязательно с семьей.

- Знаю, что у вас большая семья. Сколько у вас детей?

- Четверо, от четырех до 16 лет. Три девочки и один мальчик.

- Они вам часто задают вопросы о вашей работе?

- Сегодня о каждом из нас пишется много негативной, а порой и недостоверной информации в СМИ. Дети - активные пользователи гаджетов. У многих моих коллег были ситуации, когда ребенок спрашивает: "Пап, а у вас там вообще что происходит? Ты реально такой плохой?". Это наша обыденность. Слава богу, у меня пока такой ситуации не было, когда мне приходилось детям отвечать на нехорошие вопросы и объяснять, что это вранье и искаженные факты. Но думаю, что будет когда-нибудь. Сейчас чаще всего они ко мне обращаются с единственной просьбой побыть с ними подольше дома.

- Вы вообще открытый министр, легко идете на контакт с общественностью?

- Соцсетями пользуюсь 50/50, прибегаю нередко к помощи пресс-секретаря. Нет никаких границ в общении для тех, кто бы хотел со мной переговорить. Для прессы я тоже открыт, ни одному журналисту в комментариях я не отказал. Кто и как это интерпретирует - другой вопрос, но я всегда отдаю себе отчет, что я говорю. Вопросы самые разные, со всех населенных пунктов, даже из самых отдаленных - где-то транспорта не хватает, где-то дороги надо ремонтировать. Приходится много обещать и самое главное - не забывать о тех обещаниях, которые ты дал. Специфика работы в том, что любой ремонт дороги - это конкурсные процедуры, подготовка документации, поэтому растягивается по времени. Ты человеку пообещал, человек ждет, а получает это через год и чувствует себя обманутым. Поэтому в обещаниях я стараюсь быть аккуратным.

- Можете выделить свое главное достижение на посту министра?

- Реализация нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги", но это достижение не мое личное, а нашей команды совместно с правительством. Если говорить по интегральной оценке, то Ульяновская область - в десятке лучших. У нас хорошие показатели по объему работ и темпам - реально мы вторые по стране! Но есть проблемы по оплате, а это тоже показатель. Страдает и не всегда четко работает информационное освещение, а федеральные власти это отслеживают. Есть над чем работать!

Дмитрий Вавилин согласился на блиц из так называемого "опросника Пруста". Марсель Пруст - французский писатель 19 века, отвечал на вопросы анкеты несколько раз в жизни и каждый раз делал это с большим вдохновением и энтузиазмом. Сегодня на это соглашаются далеко не все, называя подобную деятельность "душевным стриптизом". 73online.ru разбавил анкету своими вопросами. Получилось любопытно.

- Какую черту вы больше всего цените в человеке?

- Честность.

- Кого вы презираете больше всего?

- Лизоблюдов.

- Если бы вы могли поговорить с любым из когда-либо живших людей, то кто бы это был?

- Дедушка. Он ушел рано из жизни, когда мне было шесть лет. Я бы очень многое хотел у него узнать.

- Что такое счастье и несчастье?

- Счастье - это когда дома все хорошо, а несчастье - когда близкие люди болеют и страдают.

- О чем вы больше всего сожалеете?

- Ни о чем не сожалею.

- Когда вы лжете?

- Я не лгу, я могу что-то недоговаривать, если этого требует конкретная ситуация для достижения определенной цели.

- Оказавшись перед Всевышним, что вы ему скажете?

- Еще рано об этом говорить (смеется)! Но я бы сказал, что я постарался быть честным.

- Чего вы никогда не простите?

- Мне кажется, могу простить все. Я на своем жизненном пути встречал разных людей.

- Что такое успех?

- Большое понятие успеха - когда дети могут гордиться своим родителем, а малое - чтобы кто-то на улице почувствовал от результатов твоей работы, что он не одинок и не все так плохо в этом мире.

- Вы бы согласились на вечную жизнь?

- Не знаю. Не отвечу.

- Если не собой, то кем бы вы хотели быть?

- У меня есть нереализованная мечта с детства. Это не самоцель в жизни, конечно, но у меня есть одна страсть - автоспорт. Я всегда хотел выступать на автогонках!

- Ваш главный тайный талант?

- Я люблю автомобили и их устройство. Но назвать это талантом, наверное, сложно (улыбается).

- Ваш главный недостаток?

- Нескромно, но не знаю. Не задумываюсь об этом.

- К каким порокам вы чувствуете наибольшее снисхождение?

- Непростой тест (смеется). Наверное, это сложно назвать пороком. Но я бы к этому отнес неоправдание ожиданий. Всегда есть причины, почему человек не сделал того, чего ты ждал от него. Ты просто изначально можешь ставить перед человеком завышенную планку, а выше головы он прыгнуть не может.

- Какие исторические личности вызывают у вас наибольшую симпатию и антипатию?

- Я уважаю человека редкого военного таланта, со сложной судьбой, который не сломал себя изнутри, объединял и тащил за собой людей, не боялся принятия непопулярных решений - это маршал Победы Георгий Жуков. Абсолютную антипатию выражаю Гитлеру и Наполеону.

- На какой фильм больше всего похожа ваша жизнь?

- "Человек с бульвара Капуцинов".

- Если бы у вас была татуировка, что бы вы на ней изобразили?

- Имя любимой женщины.

- Самая недооцененная вещь в Ульяновске - это...?

- Природа.

- Ваша главная цель на следующий год?

- Купить 70 трамваев...

Дарья Косаринова

Фото из личного архива Дмитрия Вавилина и 73online.ru

Главные темы
Дорогие, милые, любимые: Болдакин, Минеев, Ежова поделились фотографиями с мамами
«Непробиваемые» или «УничтоЖанна»: что посмотреть в кинотеатрах
Сморода готовится к новой встрече с президентом
Будьте ближе к семье. Астрологический прогноз для всех знаков зодиака
Президентскому мосту — 15 лет: публикуем архивные снимки и вспоминаем церемонии открытия