Сегодня на социальном комитете в ЗСО депутаты рассмотрели отчеты трех министров – просвещения Натальи Семеновой, культуры Евгении Сидоровой и молодежи Артема Мирошникова. Все получили не только порцию похвал, но и ряд замечаний. Например, за то, что до сих пор не найдено решение по проблемам ремонта и реставрации объектов культурного наследия, зарплат молодых специалистов и оптимизации школ в муниципальных образованиях.
Дорогая тряпка и ремонтыПо словам главы минкульта Евгении Сидоровой, в регионе работают 1189 учреждений, в которых трудятся 6600 специалистов. Средняя зарплата по отрасли — 36 тысяч рублей. В 2023 году она выросла на пять тысяч.
Депутаты уточнили, почему не реализовано федеральное финансирование по строительству ДК в Большом Нагаткино и Тимирязевском сельском поселении.
— В Нагаткино случилось две беды. Первая — поменяли подрядчика, который разрушил старое, но не стал создавать новое. Была долгая процедура по расторжению контракта. Вторая беда: зашел новый подрядчик — встал вопрос удорожания. В Тимирязевском поселении изначально был заявлен один объем, а потом выяснилось, что в проекте есть ошибки. Начали его переделывать, проекта нет до сих пор, — пояснила министр.
Сидорова рассказала, что в планах – ремонтно-реставрационные работы зданий литературного музея Языкова и Аксаковской библиотеки. Василий Гвоздев добавил, что помимо крупных строек, типа Ленинского мемориала, неплохо было бы обратить внимание и на другие объекты. «Недостаточно просто констатировать проблемы. Нужно решать».
— Нужно выделять деньги, — парировала министр.
Сергей Шерстнев напомнил про здание, вид которого набил всем оскомину — бывший магазин сельхозорудий Юргенса или в народе «дом под тряпкой»:
— Скоро легкоатлетическая эстафета. Если не отремонтировать, можно же тряпку хотя бы поменять. Невозможно на это смотреть. Это самое проходное место, центр города.
Вице-премьер правительства Игорь Егоров ответил, что здание до сих пор принадлежит бизнесмену Миркасиму Арифуллину: «За те два месяца, что я в должности, поверьте, приложен максимум усилий, чтобы найти инвестора, который готов стать владельцем. Мы прекрасно понимаем, что вложить в ремонт нужно порядка 200 млн рублей, территория огромная — 1800 квадратов. А стоимость «тряпочки» — 450 тысяч рублей».
— Почему мы не можем обязать Арифуллина это сделать? Мы же с Панчиным в свое время могли. На Мира, 22 — восстановили. Просто не принимаются исчерпывающие меры для этого, не вижу государственного подхода. Почему у Хаутиева получалось, а у вас нет. У нас в 2013 году к 9 мая весь центр сверкал и сиял. Ни копейки не было вложено! Сейчас же, минимум семь объектов на Ленина тряпками завешаны. Деньги есть, никто не занимается, — ударилась в воспоминания Марина Беспалова.
На этой ноте принято решение закончить обсуждение и принять отчет Сидоровой.
Молодежи нужна мотивацияОднако и тут есть проблемы. Невысокие зарплаты и вытекающая из этого нехватка кадров.
— У него пять волонтеров. Зарплата 30 тысяч грязными. Кто на нее пойдет? Нужно, чтобы минимум 45 тысяч люди на руки получали. Специалистов не хватает. Особенно по проектной деятельности. Это штучный товар, а нам пять таких надо, — сказала Беспалова.
Гвоздев обратил внимание на работу с трудными подростками и статистику уехавших из региона. Беспалова добавила, что необходимо обратить внимание на работу с участниками СВО, военными и учащимися профильных учреждений. «По оттоку населения: в 2021-2022 зафиксировано семь тысяч уехавших. В 2023 — две тысячи. Мы видим в этом положительную динамику», — ответил Мирошников.
Безопасность детей и оптимизацияПоследней бойко отчиталась министр просвещения Наталья Семенова. Ее отчет можно посмотреть здесь.
— Завидую тем, кто у вас учился! Умеете подать информацию, — похвалил министра Шерстнев.
— Василий Анатольевич, какие программы? Когда депутаты говорят, что не нужно ругаться матом, а сами..., — намекнул Кузин на вчерашний инцидент.
— Я вас не перебивал и вы не перебивайте. На Авиастроителей рядом с детским садом открылась пивнушка. Напитки бесплатно раздают! Такого нельзя допускать, — продолжил Гвоздев.
Министр выслушала вопросы и ответила, что в школах проводятся профилактические беседы, есть программы на эти темы, но ни одна их них не может дать стопроцентной гарантии достойного воспитания: «Все должно начинаться с семьи. Если там курят и ругаются, то ничего не поможет».
Кузин спросил о планах по оптимизации системы образования:
— Мы не используем слово «оптимизация». Речь идет о создании условий для повышения качества образования. Мы можем закрыть школу, как объект, только в том случае, если там нет ни одного ребенка, а вопрос о создании юрлица и единого комплекса может рассматриваться. Сейчас такого в планах нет.
Еще один важный вопрос — безопасность. «Тревожные кнопки есть во всех заведениях, сотрудники ЧОПов. Наши учителя проходили межведомственные учения вместе с сотрудниками Росгвардии. Не отпускаем эту тему».
Мария Шпак предложила ввести меры ответственности для тех, кто делает проекты будущих ремонтов. «Новоспасская школа — уникальный проект, но мы столкнулись с суровой реальностью. Наши проектанты никогда ни за что не отвечают. Как учителя могут разбираться в этих схемах? После них страдают министерства».
Что касается молодых специалистов, то они, по словам Семеновой, надолго зачастую не задерживаются. Проблемы две: нехватка наставников и родители, которые «сами знают и как лечить, и как учить». Не каждый начинающий педагог способен справиться с их давлением.
Наконец, депутат Госдумы Алексей Куринный попросил разобраться с вопросами школьного питания: «Сделал заявку в Роспотребнадзор. Вас скоро проверят».