Частные перевозчики уведомили городское управление дорожного хозяйства и транспорта о грядущем повышении стоимости проезда в маршрутках. Она составит 28 рублей. Предприниматели сылаются на рост цен на ГСМ и соглашение с мэрией о ежегодном увеличении зарплат, на которое у них нет денег. Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин высказался категорически против повышения и пригрозил обращением в ФАС. В "Транспортном Альянсе" призывают к компромиссу в виде субсидий перевозчикам из городского бюджета.
В соответствии с федеральным законом №220 есть два вида регулярных автомобильных пассажирских перевозок. Один подразумевает регулируемые тарифы, где муниципалитет устанавливает стоимость поездки, а выпадающие доходы компенсирует перевозчикам из бюджета. По такой схеме работают АО "ПАТП-1" и МУП "Ульяновскэлектротранс", где стоимость билета для одного пассажира — 19-22 рубля в зависимости от способа оплаты (безналичными выходит дешевле). Для других перевозчиков действуют нерегулируемые тарифы — они устанавливают свою цену за проезд, и, как указано в приказе №01-44 Минэкономики Ульяновской области, ее утверждает ведомство по предложению Минтранса.
Предприниматели уведомили управление дорожного хозяйства Ульяновска о том, что с 23 октября стоимость проезда увеличится до 28 рублей. Один из перевозчиков Константин Букаров, работающий на маршруте №84, рассказал 73online.ru, что последней каплей стал недавний скачок цен на горюче-смазочные материалы — порядка 10%. К тому же предприниматели и организации подписали соглашение с управлением имущественных отношений, экономики и развития конкуренции о том, что ежегодно всем сотрудникам компаний-перевозчиков необходимо увеличивать зарплату на 15%, но брать на это деньги неоткуда.
— Мы провели подсчеты, предоставили администрации экономическое обоснование этих 28 рублей. С 2019 года цены на проезд не поднимались. Мы давно говорили, что пора, но нам все время отвечали: подождите. То пандемия пройдет, то выборы, то люди оправятся, то еще что-то. В мэрии беспокоятся о горожанах, но почему-то за тех, кто сидит за рулем, никто не переживает. Что у них семьи есть, им тоже нужно как-то работать и жить. Водитель должен получать 24 тысячи рублей официально, плюс мы заключили соглашение, что зарплаты нужно повышать на 15% ежегодно. Как это сделать? Состав маршрута №84 становится все меньше и меньше: если 7 лет назад было 120 автобусов и 150 человек в штате, то сейчас у нас 20 автобусов и 19 сотрудников, — говорит Букаров.
Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин с этой позицией категорически не согласен, считает такой рост цены необоснованным. По его словам, экономические расчёты показывают, что тариф на разовую поездку сегодня не может быть выше 25 рублей. У членов межрегионального территориального союза работодателей "Транспортный Альянс" другое мнение. Директор Святослав Малаев рассказал, что по их подсчетам реальная цена поездки с учетом роста цен на горюче-смазочные материалы, запчасти и сам подвижной состав составляет 54 рубля.
*Расчет тарифа на перевозку пассажиров автомобильным транспортом в городском сообщении производится путём деления эксплуатационных затрат по перевозке пассажиров данным видом транспорта и необходимой прибыли на плановое количество перевезённых пассажиров.
— ГСМ с 1 января подорожал на 15%, ОСАГО — на 74%, запчасти примерно на 30%, особенно для иномарок, таких как Ford, Citroën. И у каждого предпринимателя свой объем расходов в зависимости от количества маршрутов, насколько они крупные, так цена в 28 рублей не единая и конечная сумма. Речь уже не о том, чтобы окупаться, а хотя бы удержать коллективы, чтобы люди не разбегались. Сейчас в Ульяновске пассажиров перевозят всего 600 транспортных средств, а еще 3-4 года назад было 1600. Это же о чем-то говорит. Бросили этот бизнес! — рассказал Святослав Малаев.
Глава Ульяновска согласился, что себестоимость перевозок за последнее время увеличилась из-за роста цен, но подорожание проезда сразу на 6-7 рублей станет неподъёмной ношей для жителей.
Члены "Транспортного Альянса" согласны, что сильно взвинчивать цены было бы нецелесообразным, но заявляют, что бизнес в нынешних условиях не выживет. Они предлагают альтернативу — охватить регулируемыми тарифами большее количество маршрутов.
— Все перевозчики работают в убыток с теми тарифами, что установлены сейчас, но "ПАТП-1" и "Ульяновскэлектротранс" получают компенсацию выпадающих доходов. Если администрация переживает за людей, то можно не повышать проезд, но пусть тогда бюджет компенсирует расходы перевозчиков хотя бы на социально значимых маршрутах. Вот и решение вопроса, но этого тоже никто не делает, — говорит Малаев.
Такой вариант поддерживает председатель комитета по градостроительству, дорожному хозяйству и транспорту Гордумы Петр Столяров. Однако к депутатам перевозчики с такой инициативой не обращались. Позицию главы города парламентарий считает слишком категоричной: по его мнению, чтобы бизнес выжил, цены поднимать все же нужно.
— Если перевозчики хотят субсидироваться, пусть обращаются в администрацию, и мы уже будем принимать решение на заседании комитета, а затем на заседании городской Думы. Относительно самих тарифов у города сейчас мало полномочий. Но, конечно, если мы совсем не будем поднимать цены, загубим весь бизнес. Я считаю, нужно их повышать, но плавно и обоснованно — не до 54 или 28 рублей, кому как захотелось, — считает глава профильного комитета.