Глава Ульяновска Дмитрий Вавилин объявил, что со следующего года работа всех четырех районных администраций Ульяновска будет переформатирована — их лишат статуса самостоятельных юрлиц, функции ограничат контролирующими и коммуникационными. Большинство экспертов считают, что в условиях, когда райадминистрации и так почти не обладали самостоятельностью, никакими серьезными изменениями нововведение не грозит. Некоторые в свою очередь отмечают спорный характер реформы и необходимость серьезного ее анализа.
Дмитрий Вавилин сообщил, что грядущая реформа позволит оптимизировать и централизовать службы кадров и закупок, бухгалтерию, исключить дублирование полномочий. «Благоустройством занимаются как районные администрации, так и муниципальные предприятия. Мы должны исключить двойственность, так как наличие нескольких ответственных ведёт к коллективной безответственности. За содержание территорий отвечают «Дорремстрой» и «Городской центр по благоустройству и озеленению», поэтому все ресурсы мы будем концентрировать на их базе», — рассказал градоначальник. Сокращать штаты не планируют, изменится только функционал сотрудников.
Теперь администрации как структурные подразделения городской мэрии будут заниматься исключительно контролем проводимых в районах благоустроительных, ремонтных работ, сбором информации от населения, ТОС, квартальных уполномоченных и бизнеса. Эти функции среди прочих и ранее были возложены на администрации. Собственного бюджета на нужды районов они как не имели в качестве юрлиц, так и не будут иметь по-прежнему. Так что здесь мало что изменится. Из важных функций, которых могут лишиться районные администрации, разве что выдача разрешений на проведение раскопок для строительства.
Среди явных последствий, которые вызывают вопросы — что будет с горизонтальным взаимодействием с территориальными подразделениями федеральных структур, например, прокуратурой, МВД и прочими. Также после отказа от юрлиц акты прокурорского реагирования будут направляться напрямую главе города.
По мнению экспертов, вряд ли обозначенные Вавилиным структурные изменения ключевым образом что-то изменят.
— Должностные лица, осуществляющие контроль и взаимодействие, остаются на прежних местах, но в новом статусе и с подчинением городской администрации. Но на самом деле сейчас акты контрольно-надзорных органов в отношении глав районных администраций фактически не направляются как раз-таки потому, что у них и сейчас практически никаких полномочий нет. Акты получают функциональные подразделения горадминистрации (управления ЖКХ, дорожного хозяйства и прочие), — объяснил депутат Гордумы, исполнительный директор Совета муниципальных образований Ульяновской области Денис Седов.
В некоторых городах, особенно не компактных по территории, существует тенденция по укреплению управленческих полномочий в районных администрациях. К примеру, в Махачкале, Челябинске и соседней Самаре районы имеют статус самостоятельных муниципальных образований. Когда-то и в Ульяновске озвучивалась идея сделать, например, самый отдаленный Заволжский район самостоятельным муниципальным образованием. Как отмечает эксперт по местному самоуправлению Дмитрий Соснин, какая модель управления (централизованная или децентрализованная) более эффективна для некомпактных городов, как Ульяновск, пока спорный вопрос и подлежит обязательному обсуждению в каждом конкретном случае. Однако, как дал понять Дмитрий Вавилин, решение уже принято и часть изменений вступит в силу с 1 января, часть — с 1 апреля.
Руководитель экспертного совета Союза российских городов Андрей Максимов считает, что переформатирование системы управления Ульяновском — результат общероссийской тенденции. Районные администрации значительно утрачивают свою функциональность.
— В современных российских городах вся инфраструктура замыкается именно на общегородском уровне, а не районном, поэтому районные администрации за последнее десятилетие стали намного слабее. На мой взгляд, это преобразование несет, скорее, технический характер. Статус юрлица ярко проявляется у районных администраций только когда они имеют масштабные бюджеты и серьезные полномочия, также если они являются учредителями социальных объектов. В Ульяновске этого нет, поэтому никаких радикальных изменений, мне кажется, реформа не принесет, — высказал мнение Максимов.