Когда в 2012 году студент Ульяновского политеха Сергей Росоха готовил свою дипломную работу, он не мог предположить, что через несколько лет он станет одним из участников похожего проекта на практике. Тема диплома была очень непростая и вязкая – «Доплеровский измеритель составляющих скорости». Сокращенно ДИСС – сложный авиационный радиотехнический прибор, который в режиме реального времени в любых погодных условиях информирует пилота о составляющих скорости и векторе движения относительно поверхности земли.
Теория и практикаПросто представьте себе спасательную операцию с использованием вертолета на воде ночью в дождь: не видно ни горизонта, ни поверхности воды, постоянно давит сильный ветер, и в этих условиях нужно надолго зависнуть точно над местом, где находится потерпевший бедствие корабль. В таких условиях ДИСС играет ключевую роль, он буквально незаменим.
Сергей Росоха
Возраст: 32 года
Должность: начальник участка
Образование: Ульяновский государственный технический университет, специальность «Радиотехника»
Стаж на УКБП: 11 лет
Чтобы разобраться в принципе работы измерителя, необходимы знания из разных областей – физики, радиоэлектроники, математики и т.д. После защиты диплома Сергей занял должность инженера-конструктора в Ульяновском конструкторском бюро приборостроения (УКБП), параллельно с этим – поступил в магистратуру на том же радиотехническом факультете по специальности «Радиотехника и оптонаноэлектроника».
– Самым сложным было переключиться на практическую работу, – рассказывает Сергей, – С теорией у меня было все в порядке, но, когда входишь в сложнейший технологический и производственный процесс, ощущаешь огромную ответственность. Сначала, если честно, вообще не понимаешь, что здесь происходит. Но атмосфера в УКБП очень комфортная, старшие коллеги реально помогают молодым влиться в коллектив. Месяца полтора-два у меня ушло на адаптацию. Интересная работа всегда захватывает! Поэтому я несколько удивился, когда в 2015 году нас собрал главный конструктор и начал спрашивать о темах диплома. Дошла очередь до меня, я отвечаю: «Доплеровский измеритель составляющих скорости». Он в ответ: «О, ты то нам и нужен! Им и будешь заниматься».
Зачем и почемуНеобходимость разработать новый российский ДИСС возникла по причине того, что прибор, который ранее устанавливался на вертолеты «Ми» и «Ка», уже морально устарел, был слишком тяжелым и габаритным из-за отдельных приемных и передающих антенн. Минпромторг России определил по результатам конкурса в качестве разработчика УКБП, которое давно зарекомендовало себя как предприятие, которое может реализовать сложные проекты в сжатые сроки.
Ульяновское конструкторское бюро приборостроения – ведущий разработчик и производитель бортового радиоэлектронного оборудования самолетов и вертолетов, наземной специальной техники, систем автоматического управления для гидроэнергетики, автокомпонентов и медицинского оборудования.
В числе постоянных партнеров и потребителей продукции УКБП такие лидеры авиационной отрасли, как холдинг«Вертолёты России», ПАО «Яковлев», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и др. УКБП входит в Концерн «Радиоэлектронные Технологии» Госкорпорации «Ростех».
На выполнение НИОКР ульяновским конструкторам выделили три года, а для такой сложной работы, выполняемой с «нуля», это очень и очень немного. Руководителем разработки был назначен начальник тематической конструкторской бригады Рафаэля Валитова.
Рафаэль Валитов
Возраст: 34 года
Должность: заместитель главного конструктора
Образование: Ульяновский государственный технический университет, специальности «Проектирование и технология радиоэлектронных средств», «Менеджмент организации»
Стаж на УКБП: 12 лет
Включенность от него требовалась максимальная, поэтому руководство УКБП освободило Рафаэля Валитова от других задач, чтобы он смог сосредоточиться только на разработке ДИСС.
– Такое устройство разрабатывалось у нас в КБ впервые, – говорит Валитов, – Основная сложность в нем – это малогабаритный приемо-передающий СВЧ-модуль и алгоритмы обработки информации. Достаточно серьезный вызов, который наша команда инженеров, я считаю, приняли очень достойно. Все ребята были заряжены, трудились с большой самоотдачей. И справились!
Главный экзаменВ 2018 году Рафаэль Валитов командирован в Улан-Удэ (там находится один из крупнейших в России вертолетных заводов) для испытаний ДИСС на знаменитом вертолете МИ-8, одном из самых массовых вертолетов в мире, составляющем основу вертолетного парка нашей страны. Экипажем Ми-8, на котором проводилась оценка ДИСС, командовал легендарного летчик-испытатель Максим Бессонов. После устранения ряда замечаний изделие получило положительную оценку.
– Для конструкторов всегда очень важно тесно взаимодействовать с летчиками-испытателями, – говорит заместитель главного конструктора УКБП Александр Рысин, – Это уникальная обратная связь: никто лучше них не скажет, где нужно исправить, что усовершенствовать, на что обратить особое внимание. Это особенные для нас люди, связью с ними мы очень дорожим.
Александр Рысин
Возраст: 34 года
Должность: заместитель главного конструктора
Образование: Ульяновский государственный технический университет, специальности «Приборостроение», «Финансы и кредит»
Стаж на УКБП: 12 лет
Заслуженная наградаСерийный выпуск нового ДИСС начался в сентябре 2020 года. Разработка УКБП собрала целое созвездие престижных наград: Национальная премия в области импортозамещения «ПРИОРИТЕТ-2018», вхождение в ТОП-10 конкурса «Лучшее изобретение России», Премия Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов и др. Личную премию «Золотая идея» в номинации «Молодые таланты» получил Рафаэль Валитов.
– Это было очень приятно и неожиданно, – говорит Рафаэль, – Но неправильно считать эту награду личной – она по праву принадлежит всей нашей команде, от разработчиков до представителей производства.
Андрей Арсентьев
Проект создан при поддержке АНО «ИРИ»